Мошенники на маркетплейсах: как безопасно купить товар
22 ноября 2023

Мошенники на маркетплейсах: как безопасно купить товар


Сегодня купить практически любой товар можно на маркетплейсе — оптимизированной онлайн-платформе по предоставлению продуктов и услуг от различных предпринимателей. Интернет-продажи предполагают использование для оплаты онлайн-сервисы, к которым постоянно проявляют интерес мошенники. Для отъема денег у покупателей аферисты применяют изощренные схемы обмана, распознать которые непросто. По данным одного из крупнейших маркетплейсов страны, 66% клиентов онлайн-магазинов хотя бы раз были обмануты мошенниками. О том как защититься от мошенников на маркетплейсах, рассказали эксперты регионального центра финансовой грамотности. 

Крупные маркетплейсы заботятся о своих клиентах – защищают и свои мобильные приложения, и личные кабинеты покупателей. Однако эти меры не всегда эффективны, особенно в случае методов социальной инженерии, к которым прибегают мошенники, желая завладеть паролями от аккаунтов, реквизитами банковских карт и кодами из уведомлений. 

Популярные схемы обмана на маркетплейсах

Заманчивые привлекательные предложения. Особенно в преддверии праздников мошенники активно рассылают заманчивые предложения. Сообщение со ссылкой, по которой можно купить товар с дополнительной скидкой, могут прийти по электронной почте, через социальные сети и мессенджеры. Но если присмотреться повнимательнее, в сообщении указана ссылка, которая незначительно отличается от реального адреса маркетплейса и ведет на сайт-двойник. Таким образом, жертва переходит на портал, где преступники воруют деньги и данные карт доверчивых покупателей. 

Если вы получаете сообщение от известного маркетплейса или магазина со знакомыми логотипами – внимательно проверьте отправителя. Особое внимание обратите на корректность всех символов и сравните их с официальной почтой организации. В случае сомнения – письмо лучше сразу удалить. Не стоит переходить по ссылкам от незнакомцев. Есть риск попасть на фишинговый сайт — клон настоящего магазина. Безопаснее будет самостоятельно зайти в приложение или на официальный сайт магазина — персональные скидки вы увидите после авторизации.

Обман недовольных. Преступники выискивают людей, которые жалуются на проблемы с заказами. Как правило, мошенники связываются с недовольными через личные сообщения в социальных сетях. Аферисты ставят себе на аватар логотип торговой площадки, присылают ссылку на форму для возврата денег, которая ведет на поддельную страницу банка. Недовольные покупатели теряют бдительность и выдают секретные реквизиты карты. Если вы недовольны заказом и хотите вернуть деньги, взаимодействовать с торговой площадкой можно только в чате приложения или на официальном сайте. 

Взлом аккаунта. Получить доступ к личному кабинету мошенники могут, используя либо электронный адрес, либо телефон своей жертвы. Как правило, получив доступ к личному кабинету, произвести кражу с банковского счета невозможно. Однако лучше не давать мошенникам и такой возможности проникнуть в вашу жизнь. Таким образом, можно либо лишиться денег, которые храниться в личном кабинете, либо получить в качестве сюрприза заказ всей вашей корзины на маркетплейсе на кругленькую сумму.  

Если ваш личный кабинет взломали и от вашего имени оформили и оплатили заказ, необходимо как можно быстрее отменить заказ и обратиться с жалобой на площадку. В жалобе необходимо подробно описать произошедшее и потребовать возврат средств. Если торговая площадка отказывает в возврате - зафиксируйте факт, сделав скриншот переписки со службой поддержки. Это может пригодиться для будущих разбирательств.

Другим способом вернуть деньги в случае отказа торговой площадки поможет чарджбек (сhargeback) – это возможность вернуть деньги через банк.

Базовые правила онлайн-шопинга 

1.         Сложный пароль к аккаунту на телефоне, планшете и компьютере. При этом пароль необходимо регулярно менять. Как правило, личный кабинет не только хранит данные клиента, но и дает возможность оплаты. Поэтому к регулярной смене и выбору пароля нужно относиться максимально ответственно. Менять пароль лучше раз в полгода, и для разных площадок стоит использовать разные кодовые слова. Более надежную защиту данных обеспечит двухфакторная аутентификация, когда для входа в профиль требуется не только логин, но и код из СМС.

2.         Нельзя передавать свои электронные устройства в другие руки, в том числе своим детям.

3.         Общаться с представителями площадки можно только непосредственно на официальном сайте либо через приложение.  Выход в сторонние мессенджеры или социальные сети – это риск столкнуться с мошенником. 

4.         Переход по любым ссылкам, обещающим привлекательные цены, опасно. Таким образом, можно либо получить вредоносное ПО на устройство, либо наткнуться на фишинговый-сайт.

5.         Онлайн-шопинг через открытые сети Wi-Fi – запрещен. Если вы совершаете покупки не через защищенную домашнюю сеть, лучше воспользоваться интернетом через мобильную сеть.

6.         Для онлайн-оплаты товаров необходима отдельная банковская карта. При этом пополнять карту необходимо только перед оплатой только на сумму покупки.


Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.




257


-->