14 Мая 2018

Краудфандинг или альтерналива кредиту


Молодые предприниматели часто сталкивается с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для реализации своей новой идеи или финансирования уже развивающегося проекта. И здесь на ум чаще всего приходит всеми известный банковский кредит, однако сегодня на рынке существует и другие виды привлечения инвестиций. Одна из таких альтернатив – краудфандинг. Разберемся что это?

Само это понятие происходит от английского crowd funding (дословно — «финансирование толпы»). Это один из способов финансирования проектов без привлечения финансово-кредитных структур. Речь идет о добровольном финансировании спонсорами предпринимателя с перспективой последующего получения выгоды.

Для получения средств предприниматель должен подробно описать проект, указать требуемую сумму, сроки реализации. А также должны быть четко указаны бонусы для того кто предоставляет финансирование. Для более простого поиска спонсоров существуют специализированные краудфандинговые площадки.

Известные краудфандинговые площадки

Kickstarter (только для резидентов США, Великобритании и Канады) — одна из крупнейших американских крауд-платформ с широким спектром проектов; работает по схеме «всё или ничего»;
IndieGoGo (по всему миру) — одна из крупнейших американских крауд-платформ; использует гибкую модель финансирования, позволяющую авторам соответствующих кампаний оставлять все собранные средства;
Planeta.ru (Россия) — одна из первых российских крауд-платформ, крупнейшая по объёму сборов в Рунете; работает с проектами широкой тематики и использует гибкую модель сборов (проекты могут считаться успешными при сборе 50 % от цели);
Boomstarter (Россия) — одна из первых российских крауд-платформ, работает с проектами широкой тематики; размещение проектов на платформе платно.
Matchpool (Израиль) Краудфандинговая платформа социальных сетей, которая включает возможность создания собственных «пулов сообществ» (нечто, похожее на «каналы» в Slack и «группы» в Facebook) с использованием блокчейн технологий продвигает команда Matchpool.

За публикацию информации предприниматель уплачивает площадке определенную комиссию — как правило, 3,5—15% от собранной суммы.

Рынок краудфандинга в России растет, за прошлый год он увеличился на 83% с 6 млрд рублей в 2016-м. По данным Банка России через электронные площадки прошло 11 млрд рублей. Краудфандинг относится к высокорискованным инвестициям, но дает повышенную доходность. Потому и наблюдается бурный рост этого рынка на фоне ужесточения требований банков к заемщикам.

В связи с этим возникла необходимость регулирования данной сферы. Контроль за операторами этого рынка будет осуществлять Банк России, следует из размещенного на его сайте проекта закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Правительство поддержало внесенный законопроект о краудфандинге, сформулировав при этом несколько замечаний.
128