01 Сентября 2015

7 советов о том, как нужно общаться с коллекторами


Практика передачи долга коллекторам в нашей стране не нова. Если ваш банковский долг оказался в руках коллекторов, значит, банк либо переуступил ему право требования долга (§ 1 гл. 24 ГК РФ), или заключил с ним агентский договор (гл. 52 ГК РФ) или договор поручения (гл. 49 ГК РФ), на основании которого коллектор представляет интересы кредитора.

Ваше согласие на переуступку прав требования не нужно, так гласит статья 382 ГК РФ. Однако согласно закону, банк должен был письменно проинформировать неплательщика. Важно, что согласно ст. 386 ГК РФ, должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству. Взыскание долга может проходить как на досудебном этапе, так и на этапе судебного производства. Решение долгового вопроса в досудебном порядке наиболее выгодно для обеих сторон.

З июля 2016 года Госдума приняла закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" N 230-ФЗ. 

Закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан (кроме ИП).Так, коллектору запрещено!
з
вонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более 1 раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью - с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные.
Звонки должны быть с фиксированных номеров, а не с закрытых. Нельзя применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение.
Введен запрет на взаимодействие взыскателей долгов с недееспособными лицами, а также с находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними. Не имеют права без согласия должника сообщать о его долге третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вне зависимости от наличия такого согласия запрещено раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любые другие персональные данные должника для неограниченного круга, в том числе путем их размещения в Интернете или на жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также по месту работы должника.

Согласно закону должник может отказаться от общения с кредитором и коллектором, отправив соответствующее заявление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
Общаться с заемщиком на предмет погашения просроченной задолженности могут только кредитные организации и профессиональные взыскатели долгов, имеющие на это право, включенные в специальный госреестр и отвечающие определенным требованиям. В частности, они должны иметь чистые активы в размере не менее 10 млн руб. и договор обязательного страхования ответственности на аналогичную сумму.
Совмещение деятельности по взысканию долгов с микрофинансовой не допускается, но право на покупку долгов у микрофинансовых организаций остается.
Взысканием просроченной задолженности физлиц не могут заниматься граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, и руководители с испорченной деловой репутацией.
Окончательно закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

К сожалению, методы взыскания долгов с неплательщиков связаны с низким уровнем правовой грамотности населения, незнания своих прав. Коллекторы используют психологические методы воздействия (запугивания, давление, звонки по ночам). 

Помните, взыскать с вас долг в принудительном порядке, наложить арест на ваше имущество или ограничения, включая ограничения выезда за пределы Российской Федерации, может только суд. В случаях, если должник сохраняет спокойствие, давая понять о знании своих прав, поведение коллекторов входит в рамки правовых отношений.

В случае возникновения необходимости общения с коллекторскими агентствами следует не вдаваться в панику и выразить готовность вернуть задолженность.

Если рассматривать особенности общения с коллекторами, то основные советы следующие:

1. В случае угроз и назойливости со стороны коллекторов  – обращайтесь в полицию. Угрожать вам, требовать или вывозить имущество, давить на вас никто не имеет права. Не бойтесь их, не поддавайтесь на угрозы. Помните – есть закон, и у вас есть права.

2. Вы имеете полное право отказать коллекторам в проникновении в вашу квартиру. Посторонние лица должны предъявить вступившее в силу решение суда на проникновение в ваше жилище.

3. Требуйте документы и бумаги, которые дают коллекторам основания для истребования с вас долга, внимательно всё прочитайте, копируйте - это ваше право.

4. Не подписывайте никакие бумаги без предварительного обдумывания и консультаций со специалистом.

5. Если приходится общаться с коллекторами, активно пользуйтесь фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном – это может пригодиться в суде. Записи храните.

5. Следует записывать: с кем вы разговаривали (ФИО), из какого агентства, в какой день и час, о чем, с какого номера вам звонили. Потом попросите в телефонной компании распечатку. Если звони будут частыми это будет вашим аргументом, для подачи иска в суд на агенство. 

6. Ничего не рассказывайте о себе, особенно о том, где вы работаете, кем, сколько получаете, есть ли у вас сбережения либо еще какое-нибудь имущество. Вся личная информация может быть использована для манипуляции против вас.

7. Возможные угрозы лишения заёмщика имущества не имеют правовых оснований и возможны только по решению суда в ходе исполнительного производства, если должником не будут выполнено решение суда. Иными словами, изъять имущество у вас может только судебный пристав на основании судебного решения.

Помните! Лучше гасить долг маленькими частями, чем не отдавать его вовсе. Коллекторские агентства при спокойном и уверенном с ними общении, могут стать вашими союзниками, а не врагами, выступая в роли посредников между вами и кредитором. 

Материал опубликован в рамках информационной поддержки Программы по повышению финансовой грамотности населения Калининградской области. Текст подготовлен при содействии экспертов консультационной службы «горячей линии» по финансовой грамотности (телефоны  8-800-555-85-39  звонок бесплатный).

16266