03 Ноября 2015

Вся правда о коллекторах: как себя вести


Как правильно вести себя в ситуации, когда в дверь стучится сотрудник коллекторского агентства?

Коллектор - пугающее любого должника слово. Один из излюбленных аргументов внутренних банковских служб по работе с должниками - это «страшилки» про сотрудников коллекторских агентств. Давя на растерянного заемщиками, они объясняют, что уж лучше заплатить банку, а то долг будет продан коллекторскому агентству, за чьи действия банк не несет ответственности. 

Однако заемщику, который оказался в трудной ситуации и просрочил срок выплаты по кредиту, нужно знать несколько нюансов. Это позволит не только чувствовать себя в безопасности, но и решить проблему невозврата.

Во-первых, обычно коллекторы покупают долги недобросовестных заемщиков, превышающих 90-дневный срок. Чаще всего агентства работают с теми, кто должен банку от 25 до 200 тысяч рублей. Долги превышающие 200 тысяч, как правило, не продают, в таких случаях банки предпочитают самостоятельно обращаться в суд. 

Во-вторых, важно знать, что работа сотрудников коллекторов должна вестись исключительно в правовом поле. С юридической точки зрения они имеют право поставить должника в известность о наличии просроченной задолженности и ее размере (в том числе пенях и штрафах) и подать в суд. Однако из-за того, что прямых запретов и ограничений для деятельности коллекторов мало, спектр мер воздействия на нерадивого должника довольно широк. Это и «убедительные» аргументы в телефонных и личных беседах, и создание «репутации» в разговорах с людьми из круга заемщика.

Сначала коллекторские агентства собирают данные о должнике, о его имущественном и финансовом состоянии, проверяют информацию, предоставленную кредитором. Затем начинают напоминать о долге с помощью электронной почты, смс, звонков. При необходимости коллекторы используют и другие рычаги воздействия. Один разговор с руководителем, коллегами, друзьями, родственниками, с тещей, наконец, могут возыметь больший эффект, чем долгие переговоры непосредственно с должником.

Как же вести себя с сотрудниками коллекторских агентств?

• сохраняйте спокойствие. Возьмите ручку и бумагу (а лучше диктофон), постарайтесь записать данные об агентстве, ФИО сотрудника и суть его требований. После этого можно завершать разговор. 

• обратитесь в банк, в котором вы брали кредит, за информацией действительно ли ваш долг передан для взыскания именно этому агентству. На данном этапе есть шанс исправить ситуацию. Если вы опишете банку собственное финансовое положение, аргументированно объясните причину просрочек, попросите реструктурировать долг, банк может пойти на встречу и подписать новое соглашение, предоставив рассрочку до 6 месяцев. Обычно после подписания договора о реструктуризации, банк отзывает у агентства дело заемщика. 

• в случае, если банк отказался от соглашения с вами или сообщил, что все права на ваш долг теперь полностью принадлежат третьему лицу, придется общаться с коллекторами.

Не нужно оспаривать долг или умолять об отсрочке — это бесполезно. Как и вести «доверительные» беседы с сотрудниками коллекторов. Информацию о личной жизни или финансовом состоянии стоит оставить при себе. Ссылаясь на 385-ю и 389-ю статьи Гражданского Кодекса попросите предоставить вам полный пакет документов, подтверждающих права нового кредитора и его правомочия: копию агентского договора, копию договора цессии, доверенность, выданную специалисту, который ведет переговоры и имеет доступ к вашим персональным данным, и т.д. Таким образом вы выиграете время и продемонстрируете юридическую грамотность. 

Обсудите проблему долга конструктивно. Согласитесь с тем, что у вас имеется долг и вы его не оспариваете, более того, готовы вернуть, но в даный момент находитесь в трудной финансовой ситуации. В коллекторских агентствах работают юристы, которые как и банковские работники могут предложить рассрочку и грамотную схему погашения задолженности.

Самым важным моментов при общении с сотрудниками коллекторских агентств недопустимость угроз жизни или имуществу должника. Это является нарушением закона, а тем, кто применяет подобные «грязные» методы грозит административная и уголовная ответственность. 

Если вы получаете угрозы, нужно зафиксировать факт прямых угроз (например, записать разговор на диктофон). Затем необходимо написать заявление в полицию. Его обязаны принять и начать проверку с целью установления личности злоумышленников. Важно: передача следователю записывающего устройства должна быть оформлена актом выемки, а саму запись нельзя конвертировать в другой формат. 

Даже если запись не удалось сделать, все равно стоит написать заявление. Полиция соберет доказательства самостоятельно, в том числе на основании свидетельских показаний.

Читайте также: Семь советов о том, как общаться с коллекторами

Материал опубликован в рамках информационной поддержки Программы по повышению финансовой грамотности населения Калининградской области. 

17816