27 Декабря 2018

Предупреждён – значит вооружен: как защитить свои деньги от финансовых мошенничеств


Россияне ежегодно теряют сотни миллионов рублей из-за действий финансовых мошенников. Столкнуться с аферистами можно на улице, в интернете и даже при посещении официальных организаций. О каких ситуациях надо знать, чтобы не лишиться честно заработанных, разбираемся.

Якобы «Бесплатные юридические консультации»

Региональные СМИ кишат объявлениями о бесплатных юридических консультациях по пенсионным вопросам. Схожие объявления постоянно встречаются и в наших почтовых ящиках, лифтах и даже на уличных столбах. Что же скрывается за столь щедрыми предложениями?

По словам юристов, агрессивная реклама всегда должна насторожить, так как чаще всего она является первым признаком финансового мошенничества. Не лишним будет и задуматься о том на какие средства печатаются листовки и за чей счет финансируется реклама на телевидении, в газетах или интернете.

По факту калининградцы, обратившиеся за бесплатной услугой, не только не получают ее, но и тратят немалые деньги. Причем вернуть свои деньги клиенты таких организаций не могут, так как юристы предлагают клиентам подписать документы, полностью ограждающие их от какой-либо ответственности.

С подобной историей столкнулась жительница Калининграда, которая доверившись телевизионной рекламе обратилась за бесплатной услугой. В организации пенсионерку убедили, что ей положена выплата, но для положительного решения вопроса необходимо обратиться в Пенсионный Фонд России.

В этот момент бесплатная консультация «трансформировалась» в платное оказание юридических услуг за подготовку обращений в ПФР и его территориальный орган. Вся услуга фирмы заключалась в подготовке от имени заявительницы трех обращений в органы Пенсионного фонда о возможности получения средств пенсионных накоплений. Стоимость юридических услуг составила более 8 тыс. руб.

Далее пенсионерка самостоятельно направила документы в органы Пенсионного фонда РФ заказными письмами. Вскоре женщина получила официальный ответ из территориального органа ПФР, в котором исчерпывающе давалось разъяснение по ее вопросу.

Осознав, что в юридической фирме ее ввели в заблуждение по поводу положительного рассмотрения вопроса, а по сути, навязали оказание платных услуг, женщина не смирилась с таким обманом и направила в фирму претензию о возврате денег, уплаченных за юридические услуги, и за почтовые расходы. Спустя некоторое время ей деньги вернули! На сегодняшний день это единственный известный случай, когда обманутым пенсионерам подобные фирмы возвратили деньги.

Как сообщила управляющий ОПФР по Калининградской области Светлана Малик, в последнее время территориальные органы ПФР области ежедневно фиксируют большое количество обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения, составленных по одному шаблону и содержащих ссылки на общие нормативные акты, не относящиеся к существу вопроса. Коммерсанты завлекают граждан, обещая им увеличение пенсий, выплату иных сумм по пенсионному законодательству, заведомо вводя их в заблуждение. В средствах массовой информации ведется агрессивная реклама об оказании таких услуг бесплатно, однако на деле пенсионерам приходится выкладывать немаленькие суммы. Многие пенсионеры даже не понимают, каким образом их уговаривают на оплату услуги и они подписывают договор.

Сегодня рынок юридических услуг перенасыщен. Интернет полон сайтами об оказании юридических услуг, часто сомнительного происхождения. Гражданам, в первую очередь, пожилого возраста, постоянно поступают предложения разобраться с помощью юристов в различных пенсионных начислениях и выплатах. В таком насыщенном информационном потоке нужно проявлять бдительность и помнить о том, что при возникновении вопросов, относящихся к компетенции Пенсионного фонда России, необходимо первоначально обращаться в клиентские службы ПФР по месту жительства. При несогласии с полученной консультацией или решением территориального органа ПФР граждане имеют право беспрепятственно обратиться в вышестоящий орган лично, письменно или через Интернет.

Кибермошенники

Кибермошенники все чаще используют так называемую социальную инженерию - манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических навыков, с целью хищения денег.

До сих пор мошенники рассылают СМС-сообщения от имени банка или электронные письма с соблазнительными предложениями, жертвами злоумышленников оказываются зачастую пожилые люди. Однако на удочку часто попадаются и молодые люди так как аферисты используют все более изощренные методы обмана.

«Задача любого мошенника — «социального инженера» заключается в том, чтобы на доверии заставить человека предпринять какие-то действия, которые в нормальной жизни он не стал бы делать», — поясняет заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев.

По словам экспертов, самыми популярными способами использования социальной инженерии являются выманивание у клиентов данных по банковскому счету/карте или заражение компьютера вредоносными программами с целью завладеть данными о счетах и картах. Один из вариантов вы получаете СМС с уведомлением о якобы произведенной блокировке карты и необходимостью позвонить по указанному номеру. После того как жертва выходит на контакт мошенник всячески вынуждает сообщить ему персональные данные, данные платежных карт или вынуждает пойти к банкомату, платежному терминалу, для того чтобы отправить злоумышленнику деньги. Подобная схема может начинаться и иначе, общее лишь одно мошенники пытаются выманить персональные данные с целью завладеть чужими деньгами.

Другой вариант обмана – рассылка электронных писем или СМС-уведомлений с вредоносным содержимым. Пользователи из любопытства открывают такие письма, давая кибермошенникам возможность получить доступ к информации о счетах и картах.

До недавнего времени пожилые люди являлись самой уязвимой категорией граждан, так как чаще всего попадались на уловки мошенников по типу: «Мама, я попал в беду! Срочно положи деньги на номер», «Ваша карта заблокирована, позвоните по такому-то телефону». Проверить эту информацию очень легко – достаточно просто позвонить своему родственнику и уточнить как у него дела. Сейчас вектор мошенников сместился в сторону молодых граждан до 40 лет. Так как именно они чаще всего доверяет новым финансовым технологиям, не понимая, как все это работает. Чтобы не попасть на удочку мошенника помните, что бесплатный сыр находится лишь в мышеловке.

Чтобы не попасться на удочку таких мошенников необходимо проявлять разумную бдительность и придерживаться довольно простых правил. Не сообщать полученные пароли и кодовые слова, даже сотрудникам банка. Никогда не сообщать незнакомцам данные банковской карты — ее номер, срок ее действия и CVC-код или другую аналогичную информацию, так как имея эту информацию любой сможет осуществить списание средств с вашей карты. При подозрительных просьбах перевести деньги от малознакомых или вовсе незнакомых людей – не торопитесь и обдумайте все свои действия! И конечно же никогда не стоит забывать о правилах кибергигиены: установки антивирусной системы на гаджеты, имеющие доступ в Интернет и ее регулярное обновление, внимательное отношение к почтовым и смс-сообщениям от незнакомых адресатов с подозрительными предложениями, с особой тщательностью подходить к установке программ, скаченных с Интернета.

Официальные фальшивые документы

По сообщению Министерства финансов в России растёт число мошеннических схем с применением фальшивых документов и привлечением подставных чиновников.

"В Министерство финансов Российской Федерации на протяжении 2010–2018 годов поступали и в настоящее время продолжают поступать многочисленные обращения граждан об участившихся случаях мошенничества, в ходе которых злоумышленники обещают компенсировать часть денег, затраченных на покупку лекарственных средств и биологических добавок, в том числе на лечение у экстрасенсов и парапсихологов, а также компенсировать средства по вкладам в банках с советских времён и другим банковским продуктам", — говорится на сайте ведомства.

При этом мошенники зачастую звонят на личные телефоны граждан и предлагают какую-то компенсацию. В ответ они требуют оплату "пошлины", "страховки", "налога" и дают реквизиты для перечисления денег. Во время разговора они ссылаются на несуществующие статьи законов, чтобы придать себе значимости. Иногда злоумышленники дают номера телефонов, по которым сомневающиеся граждане могут получить дополнительную информацию. Эти номера также принадлежат мошенникам.

"Министерство финансов РФ не наделено полномочиями по осуществлению каких-либо компенсационных выплат физическим лицам, — сообщает Минфин. — Должностные лица, на которых ссылаются злоумышленники, в Министерстве финансов Российской Федерации не работают и никогда не работали. Структурных подразделений, указанных в данных обращениях, в Министерстве финансов РФ также не существует".

С 2016 года в ведомством зафиксировано более 150 подобных обращений.

Сделки с недвижимостью

Относительно новый вид мошенничества на рынке недвижимости выявила Федеральная нотариальная палата. Ситуация банальна – при совершении сделки с недвижимостью, продавец получает деньги, а спустя пару месяцев подает в суд о признании сделки недействительной, ссылаясь на психическое расстройство. Ему возвращается квартира, в которой новый владелец уже успел сделать ремонт.

В такой схеме обязательно участвует квартира нуждающаяся в срочном ремонте. Эксперты рынка недвижимости говорят, что такие схемы готовятся заранее и тщательно продумываются. Поэтому у покупателя нет шансов доказать факт мошенничества. Чаще всего продажа проводится от лица, действительно страдающего психическим расстройством. Проблема заключается в том, что закон напрямую не обязывает компенсировать пострадавшему покупателю стоимость произведенных в квартире ремонтных работ. Можно попытаться доказать неосновательное обогащение продавца, но проблемы часто появляются на этапе исполнения решения - продавцу нечем возместить стоимость ремонта.

Застраховаться от такого вида мошенничества помогут только справки от продавца о том, что он не страдает психическими расстройствами и не стоит на учете в медицинском учреждении, однако не каждый покупатель берет подобные справки при совершении сделки с невидимостью.

40