Больше половины калининградцев оценивают свою финграмотность на «хорошо» и «отлично» - Новости - Финансовая грамотность населения
12 апреля 2021

Больше половины калининградцев оценивают свою финграмотность на «хорошо» и «отлично»


Такие результаты показало социологическое исследование, проведённое в 2020 году аналитическим центром НАФИ в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Социологический опрос выявил, что Индекс финансовой грамотности (то есть общая оценка уровня знаний) для Калининградской области составил 13,17 балла: это позволило региону оказаться в группе высокого уровня финансовой грамотности среди всех регионов России. По сравнению с предыдущими годами этот показатель практически не изменился: в 2018 году он составлял 13,09, а в 2019 году – 13,22.
На том же высоком уровне остались частные Индексы, которые отражают понимание финансовых продуктов, умение принимать взвешенные финансовые решения и достигать долгосрочные финансовые цели. Это подтверждают данные исследования: 95% опрошенных калининградцев использовали за последний год какие-либо финансовые услуги.

Одной из характеристик материального положения семьи является так называемый «финансовый оптимизм» – это ожидаемые изменения материального положения семьи на ближайший год. 2020 год оказался непростым для мировой экономики и большинства граждан нашей страны, поэтому невысокие ожидания на изменение материального положения показал 31% опрошенных граждан. Более оптимистичные только 13% жителей региона, которые видят возможности для улучшения материального положения своих семей в текущем году. Не ожидают каких-либо изменений в своем материальном положении – как позитивных, так и негативных – 44% опрошенных.

Интересно, что самая оптимистичная группа населения молодежь (30% молодежи в возрасте 18-24 лет ожидают улучшения материального положения уже в ближайшие 12 месяцев). С возрастом оптимизм убывает и после 60 лет доля оптимистов составляет только 2%. Наибольший оптимизм в отношении будущего проявляют руководители и студенты.Если говорить о гендерных различиях, мужчины чаще ожидают улучшения своего материального положения, чем женщины.

Финансово грамотное поведение гражданина предполагает наличие финансовой «подушки безопасности» и в целом рачительное сберегательное поведение в соответствии с принципом «сначала отложить, оставшееся потратить». Такой стратегии придерживаются 22% жителей региона. Сначала тратят деньги на текущие нужды и потом откладывают остаток 39% населения. В зоне наибольшего риска находятся 36% жителей региона, которые не делают сбережений совсем.

Исследование выявило корреляцию между грамотным сберегательным поведением и уровнем финансовой грамотности гражданина. С ростом знаний доля тех, кто тратят все деньги на текущие нужды и ничего не откладывают, снижается с 48% до 25%. Доля тех, кто не откладывает средства, выше среди безработных и домохозяек, а также среди заемщиков.

Тем не менее своё материальное положение как удовлетворительное оценивает больше половины опрошенных – 55%. Варианты «плохое» или «очень плохое» выбрали 28%, а «хорошее» и «отличное» – 16% жителей Калининградской области.

Более 50% населения региона за 2020 год сумело отложить деньги на будущее – копили наличные дома (35%), ещё 19% воспользовались банковскими вкладами, сберегательными счетами, а также другими инвестиционными инструментами. При этом 29% опрошенных предпочитают использовать безналичную форму оплаты повседневных покупок. Приверженцами консервативной оплаты наличными остались 32% населения. Примечательно, что при этом Калининградская область входит в ТОП-10 регионов-лидеров по распространению цифрового банкинга, наряду с Ямало-Ненецкий автономным округом, Якутией, Ханты-Мансийский автономным округом.

«Взрывной рост числа пользователей цифровых банковских сервисов – вдвое за два года – это процесс, выгодный как для банковского сообщества, так и для потребителей банковских услуг. Банки получают возможность сократить число отделений и уменьшить операционные расходы без риска сокращения клиентской базы (и многие крупные банки идут по этому пути уже несколько лет). Для клиентов виртуализация обслуживания повышает удобство пользования услугами. С другой стороны, проблемы с низкой цифровой грамотностью отдельных категорий пользователей финансовых услуг затрудняют получение этих услуг по цифровым каналам. Многие россияне из социально-уязвимых групп (пожилые, инвалиды, безработные) не могут пользоваться мобильным и интернет-банком. Финансовым организациям нужно стремиться к тому, чтобы делать эти услуги доступнее и одновременно повышать цифровую и финансовую грамотность своих клиентов», - говорит генеральный директор Аналитический центр НАФИ Гузелия Имаева.

Несмотря на рост долговой нагрузки жителей региона, которые фиксирует Банк России, 74% населения не имеют кредитов и займов. Причем кредиты и займы чаще берут представители высокодоходных групп населения. При этом результаты проведенного опроса в регионе показали, что 24% заемщиков находятся в зоне риска – так как доля ежемесячных выплат по займу у них составляет более 30% дохода, что считается критическим.

Низко оценили свое умение распоряжаться деньгами всего 10% жителей региона. На «хорошо» и «отлично» свою финансовую грамотность оценили 60%. Примечательно, что, оказавшись в сложной жизненной ситуации, многие пересмотрели свое отношение к деньгам, и для них особенно актуальным стал вопрос грамотного распоряжения финансами.

Осознанный подход к деньгам позволяет рационально планировать личный бюджет, учитывать свои долгосрочные цели и избегать лишней задолженности, ориентироваться в сложных финансовых услугах и продуктах, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. Все это обеспечивает более высокий уровень социальной стабильности, сбалансированный рост экономики и устойчивость финансовой системы страны.

453


-->