29 Апреля 2015

Финансовая грамотность: а как у них?


Большая делегация из Калининграда, в которой были педагоги, руководители образовательных учреждений и журналисты, вернулась из Варшавы.

Поездка была организована международной проектной компанией «WYG», в рамках совместного проекта Министерства Финансов Российской Федерации и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», и её целью стало ознакомление с опытом польских коллег, где программа повышения финансовой грамотности работает 2002 года.

В течение четырех дней калининградцам рассказывали о том, как, для кого и каким образом повышают финансовую грамотность соседи. Изабелла Ласковская, представитель бюро финансовой грамотности Министерства финансов Польши рассказала об общенациональном просветительском проекте, направленном на популяризацию налогов. «Лишь только 4% процента поляков считают, что уплаченные налоги смогут повысить их уровень благосостояния, а 31% вообще не понимают, за что они платят», - приводит данные социологического исследования Ласковская. Для того, чтобы повышать уровень налоговой грамотности в Польше снимаются видеоролики, основным девизом которых служит фраза «обращайтесь в налоговую по действительно серьезным случаям», подразумевая то, что декларацию о доходах проще подать через Интернет. Помимо этого, в Польше проводится телевизионное шоу с приглашением звезд, под названием «Большой тест о налогах». Его организацию оплачивают пополам Бюро финансовой грамотности и государственный ТВ-канал.

Запомнился участникам семинара визит техническую школу Варшавы. Калининградские преподаватели побывали в музее школы, на крыше здания в обсерватории, с радостью попробовали себя в роли водителя грузовика на школьном автосимуляторе. Директор школы, Збигнев Халас поделился опытом финансового просвещения молодых поляков. В техникуме преподается особый предмет «Основы предпринимательской деятельности», где ребята учатся решать финансовые задачи, знакомятся с основными финансовыми институтами, решают задачи. В школе, где всего 500 учеников есть два преподавателя прошедшие обучение основам финансовой грамотности, там же на курсах их снабдили пособиями, которые периодически обновляются. В польских школах второй ступени программы обучения не совпадают, и школы сами принимают решение о введении дополнительных предметов.

Встречу с Евгениушем Тварогом, экономическим обозревателем варшавской газеты «Пульс бизнеса» все ждали с нетерпением. Журналист рассказал о той роли, которую пресса оказывает на формирование финансового поведения у людей. «Конечно, люди верят журналистам очень. Но если кто-то из них, решит написать о каком - либо финансовом продукте, например о банковской карте, с которой хорошо платить за границей за услуги, и в конце статьи даст ссылку о том, что кликнув тут, вы можете получить эту прекрасную карту, которая отлично работает, то это будет не очень правильно. Но я как-то написал обзор, сравнив несколько карт, свёл всё в таблицу, постарался – так мой редактор воскликнул в ужасе: «Кто же это будет читать?», - рассказал Тварог. – В итоге нам постоянно приходится балансировать, и очень хорошо, если главный редактор держит коммерческий отдел далеко от журналиста».

«Библиотеки Польши давно являются маленькими культурными центрами в своей местности. Здесь проходят лекции, курсы по обучению пользованию компьютером, кружки, и конечно занятия по личным финансам, - рассказала Катажина Моравская, координатор проектов Фонда развития информационного общества. – Занятия бесплатные, проходят в течение 10 месяцев, на них записываются те, кто постоянно ходит в библиотеки».

Интересно, что большинство мероприятий по финансовой грамотности реализуется в Польше некоммерческими и общественными организациями, причём за собственные средства. Рассказали соседи и о трудностях, о большой инертности людей и низкой заинтересованности, и о том, какими путями идет преодоление. «Поездка была действительно крайне полезная и впечатляющая. И если еще год назад можно было бы с сожалением констатировать, насколько далеко ушли соседи, то сегодня, благодаря возможностям изучения и использования зарубежного опыта, в том числе и польского, мы можем двигаться быстрее, чем предполагалось, – отметила Юлия Рихтер, координатор региональной Программы повышения финансовой грамотности. – Конечно, сложно сравнивать – но очень интересно, как мы развиваемся параллельно, повторяя тот же путь, исправляя те же ошибки».

Напомним, Программа повышения финансовой грамотности в Калининградской области реализуется региональным Минфином четвертый год. Работает бесплатная консультационная служба, где любой желающий сможет получить компетентный ответ на все вопросы, касающиеся личных финансов, телефон 8-800-5558539, время работы: ежедневно, без выходных и праздников с 10:00 до 20:00.

614