15 Декабря 2016

Финансовая грамотность для журналистов: в Калининграде прошел семинар для представителей региональных СМИ


Необходимость финансового просвещения в современно мире очевидна. Важной составляющей образовательного процесса является поиск наиболее эффективных каналов для доведения информации до потребителей. Всех на курсы по финансовой грамотности не загонишь… здесь на помощь приходит СМИ, которые не зря называют «четвертой властью». При этом основной задачей для журналиста является оперативность, актуальность, и, бесспорно, качество доносимой информации.

В четверг, 16 декабря, для СМИ Калининградской области прошел семинар на тему «Защита прав потребителей финансовых услуг», который был организован в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования». Мероприятие было направлено на информирование журналистов о вопросах финансовой грамотности и защиты прав потребителей, а также формирование компетенций в этой сфере.

В ходе живой дискуссии федеральные и региональные эксперты представили слушателям последние тенденции рынка финансовых услуг.

- Никто не хочет вступать в кредитную кабалу, однако, все желаю иметь квартиру, ездить на автомобиле, иметь мобильный телефон последней модели, планшет и пр. – в целом хорошо жить, когда порой заработанных средств на это не хватает, - начал свое выступление Д.Д. Янин, председатель Правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

В своем докладе Дмитрий сделал акцент на теме высокой закредитованности населения нашей страны, что является следствием отсутствия адекватной оценки кредитной нагрузки для заемщика банковскими сотрудниками. Эксперт отметил, что за 9 месяцев 2016 года объем выданных кредитов по стране увеличился более чем на 4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако по данным НКБИ к октябрю 2016 года размер ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней равнялся 1037,5 млрд. рублей или 10% от всех выданных за год физическим лицам кредитов.

В ходе выступления Дмитрий Янин упомянул и микрофинансовые организации, а вернее, их неугасаемую популярность среди населения и отсутствие адекватных регуляторов со стороны государства. В связи с этим, по его мнению, в защиту потребителей должны выступать СМИ, которые обязаны как можно чаще информировать общественность об опасности микрокредитов, о важности разумного подхода к потребительским и иным видам кредитов.

Тема закредитованности населения не может идти параллельно от кардинально нового для нашей страны закона «О банкротстве физических лиц». Дмитрий привел данные НКБИ, которые свидетельствуют о том, что под действие закона о банкроте физических лиц на сентябрь 2016 года попадает 622 тысячи граждан РФ, а это значит более полумиллиона наших сограждан имеют долг превышающий 500 тыс. рублей, просрочка по которому составляет от 90 дней. Однако за год, с 1 октября 2015 года, с заявлением в суды обратилось лишь 33947 человек, а это лишь 3% от «потенциальных банкротов».

После выступления федерального спикера представители финансовых организаций региона (заместитель министра финансов Анатолий Горкин, главный экономист отдела банковского надзора отделения центрального банка по Калининградской области, заместитель директора по ипотечному кредитованию НО «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области» Кирилл Лило и управляющий калининградским филиалом ВТБ24 Евгений Дячкин) развернули живую дискуссию, посвященную состоянию уровня кредитной нагрузки жителей нашей области. Было отмечено, что эти показатели по сравнению с другими регионами демонстрируют положительную динамику, в тоже время склонность к формированию «подушки безопасности» или финансового резерва – выше чем в среднем по стране более чем на 3%. Это дало основание всем присутствующим сделать вывод, что граждане Калининградской области обладают хорошим уровнем финансовых знаний. Ложку дегтя вносят микрофинансовые организации, которые «отравляют» жизнь наших сограждан. От незнания или широкой рекламы таких организаций жители региона часто идут в сомнительные конторы и берут деньги под чудовищные 800 % годовых, вместо того чтобы оформить кредитную карту с льготным периодом, который при необходимости позволит определенный срок вовсе «бесплатно» пользоваться деньгами банка.

Интересная сессия о роли журналиста в повышении финансовой грамотности населения была представлена редактором отдела финансов издания lenta.ru Григорием Коган. Эксперт поделился своими секретами создания интересных материалов на тему финансовой грамотности, а также рассказал о важности «взвешивания» каждого слова, которое употребляет в своей речи журналист. В качестве примера, он привел интересный заголовок статьи, который за день взвинтил цены акций одной крупной российской компании на 25%.

В завершении дня в непринужденной беседе исполнительный директор Института Финансового планирования Андрей Фдяева провел тренинг на тему «Личное финансовое планирование». Слушатели познакомились с основанными этапами ведущими домохозяйства к финансовой стабильности в настоящем и будущем.

Полученные знания призваны заинтересовать СМИ в освещении представленной тематики, а также научить компетентно освещать столь простые, но требующие четкости и лаконичности вопросы финансов.

28