Как реклама мешает нам экономить деньги
04 Июня 2020

Как реклама мешает нам экономить деньги


Спонтанные покупки считают сегодня одним из самых главных врагов финансового грамотного человека.

Эксперты говорят, что даже в обычных продуктовых магазинах средний россиянин, покупая всякую незапланированную ерунду, тратит 1000-3000 тысячи рублей ежемесячно. Осознанное принятие решений избавляет нас от навязчивого влияния рекламы и не даёт попадаться на изощрённые маркетинговые уловки, используемые при продаже товаров и услуг. Поэтому очень важно научиться обращать внимание и распознавать виды маркетингового влияния.

Мы покупаем больше товаров и услуг, чем планируем когда:

— Скидки, распродажи, ликвидации и «зачёркнутые цены» часто «помогают» вам купить больше, чем реально было нужно (чем было запланировано). В рекламе используются недорогие товары для привлечения в магазин, но наценка на многие другие может быть значительно выше. Пример из жизни: пошли за дешёвыми макаронами, заодно купили соус двух видов, чипсы и клубнику. Или акции «два по цене трёх»: зачем вам три пакета молока, если вы утром варите кашу, и одного пакета вам хватает на два дня?

— Магазины используют клубные и скидочные карты, чтобы клиенты совершали покупки чаще, чем планировали. Некоторое ощущение «избранности» появляется у покупателя. Раз есть карта — значит я принадлежу к этому сообществу. И здесь буду всё покупать. А в магазин через дорогу не пойду. И не стану проверять, дешевле ли там.

— Так называемые подарочные сертификаты также таят в себе риск понести незапланированные траты: выбирая какие-либо товары или услуги на полученный от родных, друзей или коллег сертификат, легко вдобавок взять что-то ещё сверх суммы сертификата.

— Грамотно обученные менеджеры по продажам (или качественно сделанный интернет-магазин) всегда рекомендуют приобрести немного (или значительно) более дорогой товар, а также предлагают сопутствующие товары и различные аксессуары, что увеличивает цену одной покупки. Покупки в интернете вещь увлекательная. И виртуальные картинки, и способы оплаты, когда мы не держим реальные деньги в руках, а лишь кликом мышки пересылаем суммы в онлайн-банке ослабляют нашу бдительность. Здесь всё так легко, что просто порой невозможно уследить, как мы тратим больше, чем надо.

Реклама финансовых продуктов, которая может привести к дополнительным расходам при кредитовании или потерям денег при инвестициях

— Занижение реальной ставки по кредитам, сокрытие дополнительных расходов в виде страхования заёмщика и/или различных комиссий. Требуйте от менеджера график платежей и полную информацию о финансовом продукте, и конечно, читайте кредитный договор, и задавайте вопросы. Помните, что в сносках внизу листа, мелким шрифтом со звёздочками всегда написано самое интересное. Пересчитайте!

— Очень привлекательные условия по вложениям средств, не всегда отражающие реальную доходность при инвестициях. К примеру, сегодня мало кого удивляется ставкам по депозитам гораздо выше ставки рефинансирования. Однако не стоит забывать, что если ставка по депозитам выше ключевой ставки, вкладчику придётся заплатить 35% налога с доходов, превышающих ставку рефинансирования. Банки стараются бороться за вкладчиков: конкуренция высока. Но и заоблачная доходность — сигнал к тому, чтобы обратить более пристальное внимание на деятельность организации, часто это сигнал о рискованности проводимых операций.

Попробуйте планировать свои денежные траты. Тогда, возможно, вашим кошельком сможете распоряжаться вы сами, а не голос из телевизора.
734