06 Мая 2020

Супермаркет- ловушка для покупателя


Не смотря на самоизоляцию и освободившееся время многим знакома ситуация - заскочить быстренько в магазин за молоком и хлебом, а уйти с полной тележкой продуктов? При разборе покупок дома постигает еще одно разочарование: продуктов много, а есть нечего. Какие-то "акционные" печенья, зачем-то 5 кусочков мыла, хлопья для завтрака, у которых завтра-послезавтра кончится срок годности. Поздравить не с чем – как говорят психологи, вы совершили импульсивную покупку. По оценкам экспертов, городской покупатель супермаркета на такие покупки расходует ежемесячно от 1 до 7 тысяч рублей. Можно представить, к каким прорехам в семейном бюджете это может привести, в случае, например, с обычной семьей из четырех человек, где работают оба взрослых! Покупатели "поневоле" нередко сами в не могут толком объяснить, как такое произошло с ними.

Совершенно очевидно, что магазины ориентированы на получение максимальной прибыли, стремясь продать как можно больше товаров. Чтобы добиться этой цели, в штате многих торговых сетей существуют мерчендайзеры. В их обязанности входит, помимо прочего, разместить товар так, чтобы покупатель уж точно не прошел мимо товара, даже если вещь ему не очень-то и нужна. Иногда схемы раскладки товаров в сетевых магазинах "спускаются сверху", из головного офиса, однако суть не меняется – покупателям показывают "товар лицом", или наиболее выгодной стороной.

Кроме того, в скорейшей реализации товаров заинтересованы и сами поставщики. У них в штате тоже есть такие специалисты, которые следят за правильной раскладкой товаров в торговых точках, контролируют продажи и тоже заинтересованы в том, чтобы покупатель проходя, например, мимо замороженных пельменей обязательно прихватил и их, и банку тертого хрена, заботливо поставленную рядом.

Мы не сможем в одном материале разобрать полностью все хитрости и ловушки для покупателя. Попытаемся рассмотреть основные моменты, для того, чтобы сократить свои неэффективные траты, и возможно, увидеть, где нами манипулируют продавцы.

Основная зона борьбы за покупателя – это, безусловно, полки, находящиеся на уровне взгляда взрослого покупателя. Здесь размещены товары известных брендов, и, как правило, не самые дешевые. Поэтому просто запомните: товар, расположенный на уровне ваших глаз, не всегда лучший и самый качественный. Просто его продажа приносит продавцу наибольшую выгоду. Достаточно присесть на корточки, или слегка наклониться, и вы сможете увидеть альтернативу, зачастую и дешевле, и лучше по составу. Попробуйте!

Та же самая история – это сласти и детские игрушки. В супермаркетах их специально размещают на нижних полках, на кассе, чтобы ребенок их увидел, в идеале – схватил и потребовал у родителей их приобрести. Мамы и папы в таких случаях почти всегда идут на поводу у детей – чтобы самим не расстраиваться от детских капризов и не заслужить неодобрительные взгляды других покупателей. И ведь никуда не деться – на очереди в кассу мы проводим достаточное количество времени, чтобы изучить весь близлежащий ассортимент. И, о чудо, в вашу корзинку полетел практически бесполезный журнал, несколько пачек салфеток, жвачка, о, батончик!

Еще один популярный прием – так называемые распродажные прилавки. "Три по цене одного", какие-то не очень нужные китайские сланцы, полотенца и вафли… Вроде бы дешево - возьмем две пачки, в итоге – куча ненужных покупок.

А еще продавцы любят выставлять товары по принципу ассоциативности. Рядом с молоком окажутся или растворимые хлопья, или каши. Огромный лоток с чипсами и орешками мы увидим в пивном отделе. Чай и печенье. Кофе и шоколад. Соусы и мясо. Все предсказуемо, вроде бы понятно, но именно в тот момент, когда рука тянется за сопутствующим товаром, меньше всего думается о причинах, заставляющих нас этот товар покупать.

Не стоит также недооценивать влияние магазинной рекламы и всяческих промо-акций. Сегодня это не просто плакаты и слоганы – это мощнейший инструмент продаж. Кстати, непосредственно на месте продажи разрешено рекламировать даже спиртные напитки, и их производители не пренебрегают этой возможностью.

Психологи считают, что склонность к необдуманным покупкам – это влияние стрессов в нашей жизни, попытка порадовать себя. И отмечают, что для того, чтобы не поддаваться на такие манипуляции – нужно разобраться в себе. Может и так, но попутно возможно пользоваться общеизвестными методами планирования покупок, и попробуем, с одной стороны, разобраться со своим внутренним миром, а с другой стороны, соблюдать нехитрые правила, которые сберегут нам деньги:

• Перед походом в магазин составьте список необходимых продуктов с их приблизительной стоимостью.
• При отсутствии чего-либо не пытайтесь найти замену из другой группы товаров.
• Идя за покупками, постарайтесь использовать наличные, их легче контролировать, чем расходы по пластиковой карте.
• Тратьте в магазине только запланированную сумму.
• Старайтесь не разгуливать по магазину более получаса.
• Никогда не ходите в супермаркет голодным.

Попробуйте два ближайших похода в супермаркет превратить в несложный эксперимент: в одном случае соблюдаем все вышеперечисленные рекомендации (или хотя бы часть из них); во втором – делаем все ровно наоборот. А после сравниваем суммы потраченных денег и соотношение нужных и ненужных товаров. Уверяю вас, после такого теста вы заметно поменяете свое отношение к непраздничному шоппингу.

Кстати, можно воспользоваться и современными сервисами, например приложением «Едадил», которое сравнивает цены на продукты в близлежащих магазинах. 


Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.


632