19 Марта 2013

Нужно ли давать своему ребенку карманные деньги


Рано или поздно родители задаются вопросом о карманных деньгах для своего ребенка. Давать или не давать? Если давать,  то с какого возраста? Какую сумму? Контролировать ли траты? Могут ли деньги быть поощрением за хорошие оценки и выполнение домашних обязанностей?

Мы постараемся вкратце разобраться с этими вопросами и прояснить некоторые из них, придерживаясь середины: рекомендаций педагогов, психологов и финансовых экспертов.

Прежде всего,  родители должны понимать, что приобщение ребенка к деньгам − это и воспитательный, и обучающий фактор. Именно мы, родители, при помощи различных инструментов формируем у наших детей  финансовое поведение. И от нас зависит, правильным или неправильным оно будет.  Обстоятельствами формирования будут социальная среда, и образ жизни, и личный пример отношения к финансовому благополучию семьи. А,  к примеру,  карманные деньги, это как раз есть инструмент воспитания.

Итак, что же такое правильное финансовое поведение?  Об этом спорят и эксперты,  и психологи. Скорее всего, это набор умений и навыков, которые помогают выбрать человеку оптимальную стратегию, обеспечивающую рост финансового состояния. Пусть небольшой, но стабильный рост.

С какого возраста?

Психологи сходятся во мнении, что оптимально − с 6-7 лет. Ребенок уже достаточно разумен, чтобы сформулировать свои желания, осознавать свои поступки, и даже нести за них ответственность.

Определить,  готов ли ребенок к обращению с деньгами,  достаточно просто. Давайте ребенку небольшие суммы и просите сделать мелкие покупки в магазине. Наблюдайте: понимает ли он разницу в цене, простейшие понятия больше − меньше, не забывает ли он брать сдачу в магазине. Естественно, все эти действия должны быть под вашим наблюдением. Если,  по вашему мнению, ребенок хорошо ориентируется − считайте тест на готовность пройден.

Какую сумму?

Этот вопрос должен быть определен индивидуально. Естественно, вы будете исходить из финансовых возможностей вашей семьи, и не в последнюю очередь из ваших представлений о потребностях вашего чада. Однако, западные исследователи считают, что большие суммы денег не делают ребенка счастливыми. Наоборот, обладание излишней суммой делает ребенка нервозным и тревожным. Поэтому постарайтесь соблюсти некую золотую середину − сумма на карманные расходы должна быть достаточной.

Обращаем ваше внимание на то, что деньги на завтраки в школе, или например, на проезд на общественном транспорте не являются карманными деньгами. И расходоваться эти средства должны строго по назначению.

Контролировать ли траты?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. И да, и нет. С одной стороны ребенок должен сам научиться тратить деньги сообразно своим желаниям и делать это как можно качественнее. С другой стороны, траты ребенка не должны угрожать безопасности ребенка.

Если ребенок необдуманно потратил деньги, родители не должны возмещать ему траты. Таким образом,  приобретается и отрицательный опыт. Умение распоряжаться своими средствами.

Одно из самых главных понятий, которое должен усвоить ваш ребенок − это то, что деньги кончаются.

Денежное поощрение. Правильно ли?

Психологи едины во мнении: дети не должны получать деньги за хорошие отметки в школе, за то, что слушаются родителей или выполняют работу по дому. Эти простые вещи должны иметь другие стимулы.

Но совершенно не возбраняется выплатить небольшое вознаграждение за помощь в маминой или папиной работе. По крайней мере, это полезно с той точки зрения, что ваш отпрыск ознакомится с понятием "заработать".

И уж точно не надо наказывать деньгами. Вы родители, а не работодатели.

Общие вопросы

Не исключайте ребенка из семейных разговоров, касающихся денег. Не скрывайте трудности с деньгами, которые испытывает семья. Знакомьте с семейной бухгалтерией. Считается, что если дети не знают, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительных отношений. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок. И совершенно естественно привлекайте детей к составлению смет, касающихся их школьных и внеклассных занятий.
659