24 Сентября 2018

Банки могут блокировать карты без согласия клиентов


С 26 сентября банки получают право приостанавливать практически любые трансакции на два рабочих дня при подозрении на кражу денег. Соответствующий закон в июне этого года был подписан президентом Владимиром Путиным.

В документе прописано, что, если финансовая организация замечает подозрительные операции, она должна незамедлительно связаться с клиентом по телефону или электронной почте. Если клиент подтвердит перевод, операция должна быть выполнена незамедлительно. Причем банк имеет право закрыть доступ не только к карте, но и к онлайн-банку.

В соответствии с законом главный аргумент кредитных организаций в этом случае — подозрение на мошенничество. Любые операции, позволяющие похитить деньги с карты, могут быть заблокированы. Общие признаки таких трансакций определит Банк России. Банки могут установить дополнительные критерии. Сейчас с блокировкой карты может столкнуться клиент, если он не предупредил о поездке за рубеж, но вдруг заплатил картой за пределами России, повторно оплатил крупную покупку, не свойственную ему, с карты стали снимать крупные суммы в различных банкоматах. В этих и иных подозрительных банк может приостановить операцию. После этого менеджер обязан связаться с клиентом. Если тот подтверждает трансакцию, ее сразу же проведут. Если клиент не отвечает на обращение или не подтверждает операцию, карту заблокируют. Максимальный срок — два дня, день проведения трансакции не считается. После этого «заморозка» снимется, и операция пройдет успешно.

По данным ЦБ, в России за прошлый год было совершено около 300 тыс. несанкционированных переводов с использованием платежных карт на общую сумму более 1 млрд рублей. Новый закон направлен на защиту финансовых интересов клиентов банков, так как наряду с блокировкой карт, клиенты смогут оперативно снимать «заморозку».

Банки самостоятельно выбирают, как сообщать новости клиенту. Способ уведомлений прописывается в договоре. Если это СМС, лучше подключить автоматическое получение таких сообщений. Комиссия — не такая существенная переплата за риск попасть под случайную блокировку. Если ваш номер телефона поменялся, сообщайте об этом в кредитную организацию, чтобы всегда быть на связи. Кроме того, предупреждайте банк, когда отправляетесь за границу вы не обязаны, однако все-таки лучше подстраховаться.

322