02 Октября 2020

Советы экспертов. Как научить детей обращаться с деньгами?


Уже с самого детства и мы, и наши дети вовлечены в экономические процессы. Именно поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог грамотно распределять свои ресурсы. Как же сформировать у детей навык правильного обращения с деньгами? Разберемся вместе с экспертами.

В первую очередь, важно самим освоить навыки финансовой грамотности, подчеркивает руководитель АО “Инвестиционный банк “Финам” Денис Павлов. “Многие из нас неоднократно слышали фразу «Дети являются отражением своих родителей». Поэтому стоит показать хороший пример”.

“Если родители ведут семейный бюджет, обсуждают его вместе с детьми, объясняют им мотивы своих трат или, напротив, экономии, то школьник усваивает азы финансовой грамотности, —  согласен организатор курса детской финансовой грамотности в ВДЦ «Орленок» Денис Лозинг. —  Причем делает это без всяких нравоучений. Если родители не посвящают в тему ребенка, то, кроме отторжения и негатива к финансовой науке, у него ничего не сформируется.

Все эксперты сходятся в одном: необходимо частично привлечь детей к управлению семейным бюджетом.

1. Дать понять ребёнку, что он является членом семьи и вместе с ним участвовать в постановке целей.

“Совместное подведение итогов в конце месяца и распределение оставшихся средств в различные финансовые инструменты может стать хорошей традицией”, — подчеркивает Денис Павлов.

2. Научить детей понимать разницу между желанием и потребностью, тем самым показать отличия существенных и несущественных расходов.

“Задача родителей —  объяснить, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь, —  считает консультант по образовательным программам по финансовой грамотности Ольга Андреева.  —  Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Посещая магазин,  приучайте ребенка планировать свои расходы и определяться со своими желаниями, для этого заранее  выделите ребенку определенную сумму карманных денег”.

3. Учить управлять деньгами, выдаваемыми на карманные расходы. Консультант по образовательным программам по финансовой грамотности в Калининградской области Юлия Прасолова уверена, что привычка получать ресурсы не ежедневно, а один раз в месяц позволит ребёнку научиться самостоятельно планировать свои расходы:

“Для школьника карманные деньги – это определенный «доход», сумму и регулярность выплаты которого он предполагает. Главное в таком способе выдачи карманных денег то, что ребенок осознает, что деньги конечны и он должен суметь обеспечить свои небольшие личные потребности в течении определенного периода в соответствии с суммой карманных денег”.

Эксперты портала “Дружи с финансами” считают, что школьникам стоит подсказать и простые способы зарабатывания денег: раздача рекламных листовок, мытьё машин, помощь соседям по хозяйству. Даже небольшие суммы вознаграждения за труд научат ребёнка ценить деньги и с умом ими распоряжаться.

Следующим, более “продвинутым” способом научить обращаться с деньгами станет оформление банковской карты для подростка. Чем раньше он освоит управление операциями в автоматическом режиме, а также получение различных бонусов и кэшбеков, тем лучше.

Так или иначе, важно оказывать помощь на любом этапе распределения выделенного бюджета. С таким подходом дети научатся и грамотно тратить, и копить деньги.

 Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.




262