31 Января 2019

Дети и деньги: как научить ребенка разумно распоряжаться финансами


Рано или поздно в семьях наступает момент, когда родители задаются вопросом о карманных деньгах для своего ребенка. Давать или не давать? Если давать, то с какого возраста? Какую сумму? Нужно ли контролировать все траты? Могут ли деньги быть поощрением за хорошие оценки и выполнение домашних обязанностей? 



Своими знаниями, а также жизненным опытом в вопросе финансового воспитания детей поделилась консультантом по образовательным программам по финансовой грамотности в Калининградской области Юлия Прасолова. 



- С какого возраста стоит давать ребенку деньги на личные расходы?

Карманные деньги – это нормальное явление в современном мире. Я считаю, давать деньги в минимальном количестве, например до 50 рублей, и под присмотром родителей, можно уже в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно расплатиться за шоколадку или конфету и начнет понимать, что эти деньги не бесконечны, что у них есть предел.
В основной массе дети сейчас быстро развиваются, они очень продвинутые. Наш опыт работы показывает, что уже лет в 6 они могут вполне осознанно этими маленькими деньгами распоряжаться и еще очень любят копить.
Увеличивать сумму карманных денег можно в соответствии с возрастом ребенка, например раз в год. Стоит установить фиксированный лимит на личные траты ребенка в зависимости от финансовых возможностей семьи. В любом случае эта сумма не должна быть запредельной, чтобы не провоцировать его на необдуманные, импульсивные и, порой, вредные траты.

- Как часто можно давать ребенку деньги? И важно ли заранее информировать ребенка заранее о сумме и периодичности выдачи карманных денег?

Конечно все зависит от материального состояния семьи. Если говорить об идеальной модели, то для дошкольников и младших школьников интервал между получением карманных денег должен быть краткий, например, раз в неделю. И чем старше становится ребенок – тем этот интервал должен увеличиваться, доходя постепенно до одного месяца.
Для школьника карманные деньги – это определенный «доход», сумму и регулярность выплаты которого он предполагает. Главное в таком способе выдачи карманных денег то, что ребенок осознает, что деньги конечны и он должен суметь обеспечить свои небольшие личные потребности в течении определенного периода в соответствии с суммой «карманных денег».

- Стоит ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

Изначально слово «требовать», я считаю, не подходит, должна быть обоюдная договорённость. В идеале, как только ребенок начинает получать карманные деньги, родители или другие родственники, например бабушки или дедушки, должны договориться с ребенком о том, что им бы хотелось видеть куда, эти деньги уходят. Это необходимо сделать деликатно, не в виде требования – ребенок сам должен понять, что он должен отчитываться перед теми, кто его финансирует.
С ребятами младшего школьного возраста можно устроить еженедельные обсуждения, чтобы вместе анализировать траты или накопления.
Однозначно одно: родители должны знать какими финансовыми потоками владеет ребенок, чтобы оградить его от каких-то проблем, которые с каждым годом взросления могут быть все серьезнее и серьезнее.


- Важно ли включать ребенка в обсуждение бюджета всей семьи, чтобы он по примеру учился строить свой личный?

Это опять же зависит от возраста. Лет до 14 – ребенок не должен знать сумму доходов семьи, так как это очень опасно, ввиду того что у детей есть свойство рассказывать и преувеличивать, что может оказаться опасным для всей семьи. Однако показывать куда уходят деньги – нужно обязательно. Важно постепенно привлекать ребенка к планированию, рассказывать об обязательных тратах, например на оплату коммунальных услуг, лекарства, кредитов (если таковые имеются), налогов и пр. Эти суммы можно озвучивать в общей массе и говорить «смотри, вне зависимости от своих желаний мы каждый месяц должны платить вот такую сумму». Ребенок должен постепенно понимать, что он не один в семье и траты идут не только на него, на отдых и развлечения, есть еще и обязательные платежи и все это идет из одного источника - семейного бюджета.

Платить или нет ребенку за помощь по дому или хорошие отметки в школе; повышать, или понижать соответственно сумму карманных денег за это?

Я категорический противник оплаты ребенку за помощь по дому, за хорошее обучение и за иные «телодвижения», которые (на мой взгляд) являются обязательными. В моем понимании, когда ребенок идет в школу он обязан учиться, если он живет в доме с семьей, пользуется наравне со всеми ее членами благами, то он должен вносить посильную лепту. Ведь маме или папе никто не платит за то, что она готовит еду, убирает квартиру - почему для ребенка эти действия должны приносить доход ?

Лишить ребенка карманных денег в качестве наказания, насколько это финансово грамотно?

Совершенно адекватное наказание. Я, как консерватор, считаю это нормально лишить ребенка того, что ему нравится, за определенный проступок. Лишать за проступки того, что дорого и привычно, но не наносит ущерб физическому, моральному здоровью– это нормальный цивилизованный способ наказания.

556