30 Сентября 2020

Мошенники в сети


Пользователи сети Интернет и владельцы мобильных телефонов часто становятся жертвами мошенников. Одним из наиболее распространенных способов хищения денег, совершаемых дистанционным способом, в том числе и в Калининградской области, является «звонок сотрудника банка». Неизвестный звонит, представляется сотрудником банка или службы безопасности банка и сообщает, что зафиксирована попытка несанкционированного списания денег со счета, или другие подозрительные операции. При этом к вам могут обратиться по имени – мошенники нередко используют данные (фамилию, имя, отчество, номер телефона), которые находят в общем открытом доступе в социальных сетях.

Какие основные признаки того, что по телефону разговаривает мошенник:

- Собеседник активно использует ваше чувство страха («Ваша карта заблокирована», «Вы можете потерять деньги», «Ваши данные украдены» и т.д.).

- Собеседник всячески вызывает в вас желание «легких» денег («Пройдите опрос и получите вознаграждение / компенсацию / выплату / очень выгодные условия по вкладу» и т.д).

- Собеседник не дает вам времени опомниться и посоветоваться с близкими, он требует принимать решения быстро и действовать незамедлительно, постоянно угрожает потерей денег.

Настоящий сотрудник банка никогда не будет спрашивать у вас код из SMS, PIN-код, номер банковской карты или CVC-код c оборотной сторонs карты. Кроме того, он никогда не будет торопить абонента. Поэтому главный совет один: если вам поступил такой звонок – просто прекратите разговор и положите трубку. Если хотите удостовериться, что с вашим счетом все в порядке, самостоятельно позвоните в банк (номер обслуживающей вас кредитной организации указан на вашей карте и на официальном сайте банка). Номер банка непременно набирайте вручную и никогда не делайте «обратных звонков» по входящему номеру, чтобы вновь не оказаться на одной линии с мошенниками.

В 2019 году Банк России направил на блокировку более 13 тысяч телефонных номеров, используемых мошенниками.

Помните::

- если банк действительно зафиксировал попытку несанкционированной операции с вашего счета, он имеет право приостановить эту операцию на срок до двух суток. После блокировки банк должен сообщить о случившемся клиенту. Это может быть звонок, СМС-сообщение, push-уведомление в мобильном приложении банка. Если клиент подтверждает операцию, то карту немедленно разблокируют и операцию проведут. Если связаться с клиентом не удалось, по истечении двух дней транзакция будет проведена.  

- если человек сам сообщил мошенникам свои персональные данные и данные карты, банк не обязан компенсировать ему утраченные средства. В прошлом году обманутые клиенты банков смогли вернуть лишь седьмую часть потерянных денег (около 870 млн рублей). 

Работу по противодействию мошенникам Банк России ведет совместно с правоохранительными органами. Если у вас со счета похитили деньги, надо не только позвонить в банк, но и обратиться в полицию. В заявлении нужно указать все известные вам данные: номер телефона, время потупившего звонка, суть разговора. Важно, чтобы люди, которые уже столкнулись с мошенниками, предупреждали других. Залог безопасности – знания, бдительность и информированность.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области» при содействии Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.




190