Онлайн-шопинг: как не попасть к мошенникам
24 Августа 2021

Онлайн-шопинг: как не попасть к мошенникам


В преддверии 1 сентября большинство родителей начинают закупать одежду и товары для школьников. Кроме того, август – это традиционное время летних распродаж. Для удобства и экономии средств многие россияне любят проводить шопинг онлайн, не выходя из дома.

К сожалению, в интернете покупателей помимо позитивных эмоций после покупки товаров поджидают и возможные неприятности – мошенники. Самый распространенный способ обмана покупателей в интернете – это фишинг, когда аферисты подделывают сайты популярных площадок и как бы «выуживают» секретные данные банковских карт. После пользуются этими данными для хищения средств. Разберемся в самых популярных схемах обмана, чтобы не попасться на удочку.

Площадки перепродажи товаров

Многие родители покупают или продают товары для школьников через сайты бесплатных объявлений. Здесь можно как найти хорошие товары по отличным ценам – так и продать ненужные вещи и получить деньги за них. Однако помимо добросовестных продавцов и покупателей на площадках немало мошенников. Они вступают в диалог с потенциальным покупателем либо продавцом товара, а затем под любым предлогом предлагают перейти в личный чат через мессенджер. Далее мошенник, если он выступает в качестве покупателя предлагает оформить сделку через доставку на площадке либо предлагает перевести предоплату. Аферист под любым предлогом пытается выманить данные банковской карты жертвы, чтобы украсть как минимум сумму стоимости товара, как максимум все деньги с банковской карты. Если мошенник стоит на стороне продавца – схем обмана также немало, например, просьба перевести предоплату, после чего продавец исчезает. Поэтому на порталах везде пишут: «Не соглашайтесь на предоплату, если не уверены в надёжности продавца». Чтобы украсть деньги, злоумышленники часто прикрываются службой доставки: присылают поддельные страницы оплаты, а далее выманивают данные банковских карт и коды из смс.

Тотальная распродажа-ликвидация

Мошенники анонсируют акции по наиболее популярным на данный период времени запросам. На сегодняшний момент это товары для школьников, пример такой рекламы простой: "Школьные рюкзаки со скидкой 60%", «Качественная форма для школьников за 1 тысячу рублей. С рекламного объявления, на который жертва натыкается через контекстную рекламу, жертва переходит на фишинговый сайт. Во время оформления покупки человек вводит данные карты, которыми пользуются мошенники. Таким образом, помимо денег потраченных за товар, жертва теряет все деньги с карты. Как правило, товар в этом случае не доставляется покупателю.

Рассылка электронных писем

Мошенники покупают базы данных электронных адресов и начинают массированную рассылку писем с предложениями купить тот или иной товар по привлекательной цене. На почту жертве приходит письмо, визуально напоминающее известную площадку (магазин), с уникальным предложением: купить товар по выгодной цене, принять участие в закрытой распродаже и пр. Адрес отправителя, всегда похож на официальную почту магазина, как правило, отличие в одну или две буквы. Потенциальный покупать переходит по ссылке и попадает на фишинговый сайт. После покупки товара схема та же – отсутствие товара, рассекреченные данные банковской карты и потеря денежных средств.

Сайты агрегаторы

Крупные аферисты создают целые фальшивые сайты-агрегаторы скидочных купонов или получения кешбэка. Скидка на официальные магазины предоставляется только если перейти на этот сайт с определенного сайта-агрегатора. Покупая товар на фальшивом сайте-агрегаторе, жертва опять же попадается в ловушку, оставляя данные банковской карты и не получая товара.

Встречается и похожая схема с купонами. Аферисты создают мобильные приложения, где «аккумулируются» скидки или «акции» известных команий. Но в приложение уже интегрировано вредоносное программное обеспечение, которые при загрузке в телефон ворует данные банковской карты либо внедряется в мобильное приложение интернет-банка жертвы. Таким образом, у мошенников есть не только данные банковской карты, но и полный доступ к телефону человека.

" Сохраняйте бдительность в любой ситуации. Очень важно не поддаваться шопинг-ажиотажу и страху упустить мимолетную выгоду. Парильным будет завести дополнительную карту (лучше виртуальную) для оплаты товаров в сети и переводить на нее сумму необходимую в данный момент для оплаты за товар или услугу», - говорит директор регионального центра финансовой грамотности Алена Бушмина.


 Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

81