Мобильный телефон – основной инструмент для цифрового мошенничества
14 Июня 2022

Мобильный телефон – основной инструмент для цифрового мошенничества


По данным Банка России, количество киберпреступлений за последние месяцы выросло в 22 раза, а ИТ-сектор отмечает стократный рост DDoS-атак. Сейчас идет разработка механизма возвращать клиентам похищенные мошенниками со счетов средства в течение 30 дней, с такой инициативой выступил регулятор.

Основным инструментом мошенников по-прежнему является мобильный телефон - на звонки с подменой номера приходится 80 % мошенничеств. В сочетании с психологическими приемами (так называемой социальной инженерией) аферисты могут убедить жертву самостоятельно перевести средства злоумышленникам. В этом случае вернуть деньги человеку будет уже невозможно. Государство создает законодательные преграды, современные компании используют мощные средства защиты от взлома, однако уязвимым звеном в системе защиты становится человек. 

Мошенники пользуются новостным фоном и просто играют на эмоциях людей, подменяя достоверную информацию. Пугают отключением российских банков от международной платежной системы и необходимостью спасать деньги, рождают слухи о полной блокировке банковских операций, сообщают о готовящемся запрете на снятие наличных. Активно пользуются повесткой, связанной с ограничением операций с иностранной валютой, предлагая открыть карту в иностранном банке, быстро снять наличные или обменять валюту "по выгодному курсу". 

"В последнее время участились звонки от мошенников, представляющихся сотрудниками банка и сообщающих о различных "проблемах", возникших из-за текущей ситуации, - рассказывает заместитель заведующего кафедрой Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Гринь. - Телефонные мошенники предлагают спасти деньги от санкций, убеждают перевести деньги на якобы "специальный безопасный счет", созданный специально для обмана".

Согласно опросу компании "Лаборатория Касперского", четверть пользователей получала вредоносные электронные письма на темы, связанные с COVID-19. Относительно новыми приемами, появившимися в последние месяцы, стали предложения о компенсации или выплате материальной помощи, о вознаграждении за опрос, об оформлении карты "Мир", подарках и бонусах от компаний, добавляет финансовый эксперт Александр Патешман. 

К сожалению, все предупреждения людей оказываются малоэффективными, во-первых, ввиду психологического давления мошенников, а, во-вторых, преступники каждый день придумывают все новые способы манипуляции. 

Самый простой способ обезопасить себя и особенно своих пожилых близких, а также детей – отключить возможность звонков с неизвестных номеров. Если такой радикальный способ неприемлем, можно настрого запретить разговаривать с незнакомыми лицами. Нелишним будет повторить правила личной финансовой безопасности со своими родными: никому нельзя сообщать данные карты или код из SMS или push уведомления. Аналогичное поведение рекомендуют эксперты и в отношении сообщений от незнакомых абонентов. В этом случае можно провести поиск по номеру телефона отправителя, возможно, на него уже есть жалобы в Сети. 

Другим способом влезть к человеку являются социальные сети. По последним данным, активность мошенников в них выросла в три раза, причем в основном она направлена на людей в возрасте 18-22 лет – они считаются более легкой "добычей", чем опытные пользователи. Расчет преступников прост - они делают ставку на самонадеянность молодых, уверенных в том, что их никто никогда не проведет. И здесь понять подвох сложнее.

Самый основной совет - не верить ничему, что пишут в интернете! И даже если сообщения приходят со знакомых аккаунтов, стоит усомниться в их подлинности, ведь аккаунты могут быть взломаны.   

В любом случае для вашей личной финансовой безопасности стоит минимизировать личные данные, которые вы оставляете в сети интернет и на сторонних источниках. Кибератака - вмешательство в информационную систему компании - всегда начинается со сбора данных. 

Нелишним для всех будет постоянно находится в информационном поле и изучать основы финансовой грамотности, ведь это один из базовых навыков, необходимых в наше время. Подключайте к обучающим курсам Регионального центра финансовой грамотности во ВКонтакте, читайте специальную литературу или статьи в интернете (однако доверяйте только проверенными, официальным источникам) и тогда мошенникам будет сложнее вас обмануть и украсть ваши деньги.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru. 

52


-->