Эксперты рассказали о том, как вести семейный бюджет
25 марта 2024

Эксперты рассказали о том, как вести семейный бюджет


После свадьбы перед любой парой встает финансовый вопрос. Два человека должны решить объединять доходы и  расходы, кому передать должность семейного бухгалтера и как это делать? Эксперты Регионального центра финансовой грамотности изучили мнения финансистов о денежном вопросе в семье.

В начале семейных отношений молодожены верят в то, что впереди долгая и счастливая семейная жизнь. Но у многих эта мечта не воплощается в жизнь. 30% разводов происходят из-за денежных раздоров.

Большинство молодых семей либо не ведет семейный бюджет, либо делает это хаотично. Именно это является причиной того, что многие не достигают финансовых целей. Научиться грамотно распоряжаться деньгами — можно, если есть понимание и определена стратегия ведения семейного бюджета. Таких стратегий всего три: общая, раздельная и смешанная. Главное — правильной подобрать стратегию для конкретной семьи, советует Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика». Разберем стратегии ведения личного бюджета.

Общий бюджет

Общий бюджет — самый популярный вид ведения бюджета в России. Все деньги кладем на одну банковскую карту и на все расходы из нее же и берем. Также совместно делаем накопления на стратегические цели.

Плюсы: это самый простой способ ведения личной бухгалтерии. Можно вместе копить и формировать фонды. Минусы тоже есть: возможны разногласия между супругами, если у жены и мужа большая разница в доходах.

Раздельный бюджет

Данный вид бюджета распространен в европейских странах и США. Он позволяет сохранить финансовую независимость и не отчитываться перед своей половиной о доходах.

Из плюсов – это отсутствие споров и конфликтов из-за денег, так как каждый использует свои финансы. Но и минусов много, главное — это сложная реализация общих семейных целей и отсутствие информации об активах в случае форс-мажорных обстоятельств. Однако такая бюджета идеально подойдет парам, где оба члена семьи одинаково зарабатывают.

Смешанный бюджет

Смешанный бюджет – это пример сбалансированности, это всегда договоренность партнеров. Он сочетает в себе плюсы первых двух стратегий и одновременно убирает минусы. С одной стороны, есть общие финансовые цели, а с другой — полная финансовая независимость. Например, все крупные затраты берет на себя глава семьи (отпуск, ремонт авто и квартиры, оплата образования детей), а вторая половина отвечает за текущие расходы (продукты, косметика и личные нужды). Однако могут возникнуть разногласия при появлении в семье детей.

«Смешанный бюджет — это про бюджет моей семьи. Именно так мы живем уже более пяти лет, и эффект налицо: все довольны, конфликтов нет и семейный капитал растет как на дрожжах. Бюджет планируем на год и ежемесячно корректируем в зависимости от обстоятельств. Все крупные затраты на мне (коммунальные платежи, расходы на отпуск и авто), а моя жена взяла на себя ежедневные траты (продукты и личные нужды)», - говорит Игорь Файнман.

Финансисты сходятся во мнении, что каждая пара должна вести семейный бюджет, а вот какой способ выбрать это решение каждого.

«Организовать семейный бюджет на самом деле не очень сложно. Ведение дневника доходов и расходов - непустой звук. Это очень важный шаг на пути к своей цели - экономии и накоплению. Если вы и без него можете откладывать ежемесячно определенную сумму, можно такой дневник не заводить. Но учет никогда не повредит. В качестве дневника можно использовать тетрадь или специальную программу в Интернете. Тут главное – начать», - говорит эксперт - экономист-финансист Ирина Нестерова.

Брачный договор или живя в мире, не забывай о войне

В России не принято подписывать договор в момент, когда в животе парят бабочки и две половинки думают только о счастливом будущем. Но по статистике в России 53% браков заканчиваются разводами. Поэтому позаботиться о безболезненном разводе лучше заранее.

Для начала необходимо обо всем договориться. А уже после воспользоваться услугами юриста или нотариуса и зафиксировать все договоренности. И уже в самом конце заверить нотариально три оригинала (два — участникам договора и один — для нотариуса).

В брачном договоре необходимо учитывать имущество: квартиры, машины, а также долги, которые могут появиться в семье в течение жизни. По закону все имущество, приобретенное до брака, останется за супругом. А вот все, что покупается после штампа в паспорте, нужно обсуждать.

Кстати, это отличный способ наладить коммуникации между будущими мужем и женой еще до свадьбы. Если не хотите делить имущество, зафиксируйте: кому достанется квартира, а кому — деньги.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

777


-->