07 Марта 2019

Совместный или раздельный: как вести семейный бюджет


После свадьбы перед парами часто встает вопрос о ведении бюджета: объединять ли доходы, кто распоряжается семейными деньгами, как распределять бюджет. И здесь есть несколько подсказок.

Условно можно выделить три модели бюджета семьи: раздельный, общий и смешанный. Принципиальные различия вытекают из определений. Предлагаем более подробно рассмотреть в чем же есть их различия и в чем плюсы и минусы того или иного варианта. Рассмотрим на примере пары Анны и Сергея.

Раздельный бюджет

Такой вид ведения бюджета предполагает отсутствие общих финансовых взаимоотношений. Каждый зарабатывает и тратит на себя. Ни один из членов семьи не претендует на деньги другого, а на общие покупки оба складываются поровну, либо они воспринимаются как сюрприз или элемент ухаживаний. Обычно таким образом выстраивают финансовые взаимоотношения семьи на начальном этапе, когда нет финансовых обязательств, детей и др.

А вот и наш пример

Анна и Сергей встречаются около трех лет. Они не живут вместе, только иногда остаются друг у друга и вместе проводят выходные. И Сергей, и Анна знают о заработке друг друга. Обычно Сергей оплачивает посиделки в кафе, Анна покупает билеты на концерты, в театр или в кино. Иногда они просят друг друга оплатить их незначительные траты, как-то такси, вода в магазине, шоколадка и пр. На совместный отпуск ребята договорились откладывать поровну. Остальные траты идут пополам.

Плюсы: каждый несет финансовую ответственность только за себя, ни один из членов семьи не зависит в финансовом плане.

Минусы: чем больше семья живет вместе, появляется совместный бытовые траты, тем сложнее становится делить их поровну. Возможны разногласия в вопросах общих трат. Такой тип бюджета едва ли подойдет паре, у которой большая разница в уровне доходов. Следующий этап финансовых отношений, который обычно вытекает из раздельного - смешанный бюджет.

Смешанный бюджет

Смешанный бюджет основывается на договоренности партнеров. В этом случае у пар есть общие финансы и личные. Общие средства каждый может потратить только на оговоренные ранее статьи и никуда больше, а на личные средства друг друга никто не претендует. Чаще всего такой принцип ведения бюджета практикуют пары, у которых есть совместный быт и где оба партнера имеют доход. А семейной бухгалтерией ведает один из членов семьи.

Пример

Анна и Сергей поженились и теперь живут вместе. Сергей получил повышение по карьерной лестнице, Анна — нашла работу продавца в цветочной лавке. Когда они съехались, решили, что нужные им обоим покупки будут оплачивать из общего бюджета, а индивидуальные потребности — обеды на работе, одежду — из личных финансов. Для составления общего бюджета они посчитали сумму своих ежемесячных трат на: продукты, квартплату, развлечения и пр, и разделили сумму. Сергей, как глава семьи, взял на себя 60% расходов, остальное покрывала Анна. Для честности в распределении денег - ребята открыли общий банковский счет с двумя картами, на который каждый переводил оговоренную часть суммы. Этими деньгами они рассчитываются в магазинах за общие покупки, совместные походы в кино и кафе. Остаток идет на другой общий счет — копилку на отпуск. Причем, чтобы не остаться без отпуска Анна и Сергей пропорционально ежемесячно пополняла его на небольшую сумму.

Плюсы: при правильном подходе — предсказуемые и прозрачные общие траты. Нет зависимости у каждого члена семьи, свои деньги он вправе тратить на свое усмотрение. Оба супруга сохраняют финансовую независимость.

Минусы: при этом виде бюджета нудно регулярно проводить ревизию доходов и расходов.

Общий бюджет

Все заработанные деньги общие. Переход на такой бюджет означает, что в паре больше нет разделения доходов и трат на «мои» и «твои». Котел общий и ответственность солидарная. Неважно, кто сколько зарабатывает и кто сколько тратит. Обычно такой бюджет выбирают семьи, которые давно живут вместе, имеют детей или где один из партнеров зарабатывает значительно больше другого.

Пример

Через три года совместной жизни у Анны и Сергея появился ребенок. Анне пришлось уйти в декрет, Сергей стал единственным кормильцем в семье. По привычке Анна ведет семейную бухгалтерию, но уже не вкладывает свои деньги в общий котел.

Плюсы: такой вид бюджета психологически сближает семью, так как все действия проходят сообща. В семьях, где один из супругов зарабатывает гораздо меньше или не имеет дохода, такой бюджет поможет уравнять их в правах — оба партнера имеют одинаковый доступ к общим деньгам и право их тратить.

Минусы: возможны разногласия при принятии решения о совместных покупках, возможны претензии со стороны одного из супругов о злоупотреблении деньгами. Один из партнеров теряет свою финансовую независимость. Кстати, могут возникать и сложности с подарками и сюрпризами друг для друга.

Какую модель бюджета выбрать?

Совместный бюджет строится на взаимном доверии, договоренностях, удобстве и, очень важно, планировании. Выбирать стоит комфортную для обоих схему. Не нужно торопиться и лучше пройти все этапы становления бюджета семьи, чтобы не пожалеть о своем решении.
Не стоит забывать и о современных финансовых инструментах. Например, общий счет с двумя картами, приложения для совместного учета расходов и доходов и пр. Важно, чтобы каждый из партнеров знал свои ежемесячные обязательные траты, вел учет доходов и расходов и раз в пол год пара пересматривала свой бюджет.

56