09 Января 2019

Новая система расчета: как измениться стоимость ОСАГО


Об изменениях в расчете стоимости полиса автогражданской ответственности говорили давно и уже с сегодняшнего дня страховщики будут рассчитывать стоимость полисов ОСАГО по новым тарифам и с новыми коэффициентами. К сожалению для многих автовладельцев страховка станет дороже, однако вместе с этим автовладельцам авто будут представлены полисы в расширенном ассортименте. Впервые появятся коэффициенты по возрасту и стажу водителя, которые предусматривают скидку для автовладельцев. Сколько же будет стоить ОСАГО по новым правилам, разберемся.


Во-первых, указание Центробанка расширяет тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей граждан составляет 2746-4942 рубля, ранее этот коридор варьировался от 3432 до 4118 рублей. У страховщиков появится свобода назначать базовый тариф как выше, так и ниже текущего. Тариф страховая компания будет назначать самостоятельно. Причем не для конкретного автовладельца, а для региона в целом. Это позволит страховщикам назначать тарифы в зависимости от убыточности того или иного региона в соответствии со статистикой по России, это так называемые зеленые регионы. Иными словами теперь тариф будет зависеть только от политики страховщика.

Также изменяется подход к коэффициентам "возраст-стаж" и "бонус-малус". Вводится более гибкая система расчета коэффициента "возраст-стаж" с более детальной градацией ступеней, теперь категорий 58, ранее существовало лишь 5.

В соответствии с нововведениями для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (молодой водитель с маленьким стажем вождения) коэффициент равен 1,87, в свою очередь для наименее рискованного сочетания - опытные водители старшего возраста (автолюбители старше 59 лет со стажем более 6 лет) коэффициент будет уменьшен вдвое - до 0,93. Первое снижение стоимости предусмотрено для водителей возрастом более 30 лет и со стажем управления более 9 лет, коэффициент возраст-стаж будет равен 0,96. То есть скидка составит только 4 %. Для водителей от 35 лет, скидка появится уже при стаже управления 6 лет, но составит она лишь 1 %.

По словам страховщиков и Центробанка, для 80 % водителей стоимость страховки не увеличится либо увеличиться незначительно. И только для 20 % самых рискованных водителей она вырастет. Таким образом власти косвенно будут стимулировать автолюбителей к дисциплине на дорогах.

Также указание Центробанка упорядочивает присвоение коэффициента бонус-малус, за безаварийную езду. Если водитель не совершал аварий, то этот коэффициент сокращается с каждым годом на пять процентов. Если он виновен в ДТП, то коэффициент повышается сразу на несколько позиций. До 2019 года у водителя могло быть несколько таких коэффициентов. Теперь же у каждого автовладельца будет только один коэффициент бонус-малус, который будет присваиваться раз в год в 1 апреля. Если же сейчас у водителя несколько коэффициентов, то ему присвоят самый маленький.

Автовладельцы, независимо от их безубыточности для страховых компаний, останутся заложниками тарифной политики страховщиков.

Вторым этапом должно стать законодательное изменение системы расчета цены полиса — соответствующий законопроект готовит Минфин. Документ предусматривает поэтапную отмену коэффициента мощности (с 1 сентября 2019 года) и территории (с 1 сентября 2020 года) и замену этих коэффициентов возможностью для страховщиков устанавливать базовый тариф с отклонением сначала 30%, а затем 40% вверх и вниз от границ коридора. Однако как будет выглядеть этот документ в окончательном виде мы узнаем позже.

112