Как противостоять телефонным аферистам?
21 Июля 2021

Как противостоять телефонным аферистам?


Телефонные мошенники постоянно совершенствуют свои схемы. На смену обмана под условным названием «мама я попал в аварию» пришла схема – «на ваш банковский счет совершена атака...». Сегодня аферисты стали все чаще представляться сотрудниками государственных организаций и органов внутренних дел.

"Наиболее часто встречающаяся тематика звонков - "мошенничество от имени Банка России" (7,9% от общего объема)", - отмечают в Банке России.

«Известный парадокс борьбы снаряда против брони применительно к финансовому мошенничеству можно сформулировать так: как только усилия государства дают эффект и люди перестают верить распространенной "легенде" злоумышленников, мошенничество переходит на новый уровень и начинают появляться новые модификации "легенд", новые приемы социальной инженерии», - говорит эксперт НИФИ Минфина России Анна Горелик.

Поэтому главное оружие в борьбе с мошенниками – это осведомленность. Чем больше людей будут знать о способах обмана и вымогательства денег – тем меньше будут «заработки» мошенников. Кроме того, важна общая аккуратность с личными данными. По словам представителей УМВД, очень часто информацию о потенциальных жертвах злоумышленники узнают из социальных сетей. Полицейские рекомендуют не выкладывать слишком много сведений о себе в интернет и тем более не «светить» персональные данные: фото паспортных данных, банковских карт и пр.

Как мошенники модифицируют легенды

Если весной прошлого года, во время самоизоляции в период начала пандемии, аферисты придумали «удочку» о ложных мерах государственной поддержки, для получения которых необходимо было ввести данные банковской карты. После этот тип мошенничества трансформировался в историю про компенсации якобы от Банка России, который не занимается выплатами населению. А уже сегодня мошенники начали рассылать россиянам сообщения с предложением получить пять тысяч рублей за вакцинацию. Цель злоумышленников все та же – украсть деньги с банковских карт, получив персональные данные.

«Похожим образом меняется и ставшая понятной для многих граждан схема телефонного мошенничества: "Вас беспокоит служба безопасности банка". Социальная реклама с раскрытием этой схемы появилась в городском транспорте, а противодействием такому типу уловок активно занимаются не только Минфин России, Банк России и другие ведомства, но и коммерческие банки - почти в любом банкомате заставка предупреждает, что такие псевдозвонки (якобы из банков) могут быть опасны», - говорит Анна Горелик. Люди привыкли к этой схеме и перестали общаться с мошенниками, поэтому они перестроились. Теперь аферисты давят на гражданскую ответственность и просят оказать содействие в поимке телефонных мошенников. Они представляются сотрудниками прокуратуры или ФСБ, говорят напористо и уверенно, вынуждая действовать указаниям мошенников.

Как не попасть на уловку?

Если задуматься, станет очевидно, правоохранительные органы в таких случаях не обращаются по телефону, а приглашают явиться лично в отделение. Но мошенники нагнетают обстановку, используют психологические уловки и создают стрессовую ситуацию и многие верят легенде, выдают злоумышленникам доступ к своим персональным данным и теряют накопления.

«Совет можно дать один: кто бы ни звонил или ни писал вам, призывая что-либо сделать с банковской картой или счетом, предоставить их данные или личную информацию (даже если вам обещают помощь или просят о помощи ради благой цели), всегда отвечайте "нет" и берите ситуацию в свои руки. «Не позволяйте собой руководить», — говорит Анна. Перезвоните в свой банк по официальному номеру: он указан на обороте карты, в мобильном приложении или личном кабинете онлайн-банка. Удостоверьтесь, что ваши средства в безопасности. Если звонящий представляется сотрудником правоохранительных органов, Банка России или иной государственной структуры, достаточно запомнить, о какой конкретно организации идет речь, а дальше действовать по тому же алгоритму - найти на официальном сайте верный номер телефона и перезвонить самостоятельно».

В полиции подчеркивают, что ни в коем случае нельзя разговаривать с людьми, которые звонят и представляются полицейскими, следователями, сотрудниками спецслужб и банков. Чаще всего, это мошенники. Нельзя сообщать реквизиты своих банковских счетов, карт, устанавливать на смартфоны программы удалённого доступа и совершать другие действия под диктовку неизвестного вам лица!

Что делать, если деньги украли?

Если со счета были похищены деньги, то владельцу необходимо написать заявление в банк, и их обязаны будут вернуть. Трудности возникают из-за того, что мошенники не самостоятельно крадут средства, а заставляют их владельцев самостоятельно расстаться с деньгами. В этом случае закон на стороне банкиров.

"Под самостоятельными действиями имеется в виду, что человек сам совершил платеж или сам совершил действие для того, чтобы передать пин-код, или код из СМС, или что-то еще, что позволяет совершать операцию. Если он сделал что-то из этого, то человек нарушил договор с банком. Нарушил условия использования того или иного банковского продукта", – говорит первый замдиректора департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев.

Если мошенникам удалось обмануть и узнать персональные данные, а затем с их помощью украсть средства, в этой ситуации необходимо обратиться с заявлением не только в кредитную организацию, но и в полицию. В этом случае вернуть деньги поможет суд.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
134