Болезнь, инвалидность и судебные разбирательства: как отстоять свои права недовольным пациентам
10 сентября 2019

Болезнь, инвалидность и судебные разбирательства: как отстоять свои права недовольным пациентам


Когда проблемы со здоровьем не терпят отлагательств – в надежде получить помощь мы бежим к врачам. Однако никто не застрахован от того, что оказанная мед помощь не даст положительного результата или лечение окажется некачественным. Что делать в этой ситуации? Можно ли рассчитывать на финансовую поддержку или хотя бы сочувствие от медицинских работников? 

Проблема оказания некачественных медицинских услуг актуальна всегда, ведь врачебная ошибка сказывается на жизни человека. Даже в XXI веке эта тема не уходит в прошлое, а только набирает обороты. 

Как поясняют юристы, жалобы пациентов самые разные от оспаривания качества проведенного лечения до причинения ущерба жизни и здоровью. По закону «О защите прав потребителей» каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. В случае оказания некачественной услуги, пациент может требовать: устранения недостатков, возврата части средств, повторного оказания услуги, возврата полной суммы за лечение, а также моральную компенсацию. 

Правда не каждый знает, что по закону потребитель имеет право предъявить свои претензии как при принятии некачественной услуги, так и в течение гарантийного срока (если имеется такой). А если гарантии нет, то требование может быть предъявлено в разумные сроки, законом предусмотрено ограничение в 2 года со дня получения услуги. 

Возможно, медицинская организация пойдет на встречу и даже после первого устного обращения недовольного пациента – предпримет шаги к исправлению ситуации. Но если врачи отказываются – на помощь приходит закон.  

Что делать если врач отказываются исправлять ошибку? 

Для начала необходимо написать претензию. В ней должна быть подробно описана сложившаяся ситуация, а также точно указано требование к организации. Очень важно составить заявление в 2-х экземплярах, так как один из них должен остаться на руках. Претензию можно передать самостоятельно, через приемную организации, при этом, на втором экземпляре сотрудниками медицинского учреждения должна быть нанесена отметка о получении претензии с указанием точной даты и лица, принявшего ее. Либо ее можно передать по почте - заказным письмом с уведомлением о вручении, на котором сотрудниками почты будет нанесена запись о получении данного письма адресатом.

К претензии можно приложить копии документов, подтверждающих оказание услуги в данном учреждении. Это могут быть: чек, договор, рентгенограмма, медицинская карта пациента и так далее.

Но не всегда даже письменные заявления имеют свою силу и здесь на помощь приходит суд. Следующим шагом в своей защите должно стать обращение с исковым заявлением. В этом заявлении также необходимо подробно описать сложившуюся ситуацию и указать требования, следует отметить и факт попытки досудебного урегулирования проблемы.

В этом случае при защите своих прав недовольный пациент имеет право не только на возврат затраченных средств, но также и на компенсацию физического и морального вреда, причиненного некачественно оказанной услугой.

Можно ли добиться правды?

К сожалению, не всегда получается сразу добиться правды и в суде. Такая ситуация случилась и с жительницей Калининграда Анной. На протяжении нескольких лет в больнице Гурьевска ей не могли поставить диагноз, дотянув до необходимости срочно лететь в Санкт-Петербург на операцию. Но во время операции произошло осложнение, из-за которого в дальнейшем Анне было проведено экстренно одиннадцать операций. А как следствие инвалидность 3 степени.

Пациентка не оставила ситуацию и подала иск на все мед учреждения, которые были задействованы в ее ситуации, для взыскания компенсации морального вреда. В итоге суд ей отказал, так как не увидел нарушений в действиях врачей. А в довесок на ней оказался долг в 200 тысяч рублей за экспертизу, которую проводил суд. 

Но даже в этой ситуации Анна не отчаялась, однако для помощи в своей защите привлекла юриста регионального центра финансовой грамотности Ирину Ожиганову.

«Мы написали кассационную жалобу, подали ее и нас взяли в президиум на рассмотрение. В итоге нам удалось убедить всех восьми судей, которые рассматривали жалобу, чтобы дело отдали на новое рассмотрение. Мы вернулись на первую инстанцию, которую мы выиграли, правда не все условия нас устраивают. Сейчас мы добиваемся увеличения сумм компенсации и получении в соответствии с законом о защите прав потребителей дополнительных выплат в виде штрафа. Но главным образом радует тот факт, что суд признал ошибку врачей и защитил права пациентки», - говорит Ирина.

Даже оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, не стоит забывать про законные методы защиты своих прав. Если вы считаете, что вам не оказали должным образом медицинскую помощь, не надо стесняться жаловаться. И не бойтесь отправлять жалобу и на имя главврача, и во все контролирующие организации.

А также не ленитесь читать то, что вы подписываете прежде, чем получить мед услугу. Многие боятся подписывать информированное добровольное согласие из-за фраз про ответственность, возможные риски и аллергические реакции. По словам юриста медицинский адвокат Лиги защиты медицинского права Ирины Гриценко, если что-то пойдет не так, наличие этого документа не является препятствием для судебного иска.

«А вот план лечения, который обязательно составляется в платной клинике, надо подписывать, лишь прочитав его. Иногда подписи предлагают поставить разом, еще при заполнении медицинской карты на ресепшн. Не делайте этого. Ставьте свою подпись лишь под тем документом, с которым вы полностью согласны», - советует Ирина.


Материал опубликован при информационном сотрудничестве с программой Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

 

722


-->