Как действуют телефонные мошенники и что делать, чтобы не стать их жертвой
17 июля 2020

Как действуют телефонные мошенники и что делать, чтобы не стать их жертвой


В последнее время в регионе участились случаи обмана граждан по телефону. Жертвами злоумышленников, которые стремятся завладеть чужими средствами, становятся представители различных возрастных групп, включая молодых, хорошо образованных и разбирающихся в гаджетах людей, а последствия перевода денег на счета преступников, как правило, необратимы. Рассказываем, какие схемы чаще всего используют мошенники, каких рекомендаций нужно придерживаться, чтобы не стать их жертвой, и что следует делать при подозрении на звонок от злоумышленников.

“Мы вам помогаем, а вы нам не верите!”, — такими словами телефонные мошенники убеждали 53-летнюю жительницу Советска, чтобы та сняла со своей карты деньги и перевела им. Злоумышленники представились сотрудниками службы безопасности банка и утверждали, что перевод необходим для защиты её сбережений. Якобы неизвестные пытаются получить доступ к ее счету и единственный способ защитить средства — это спрятать их на временные счета.

Поначалу женщина действительно не верила звонившим и даже сходила в свой банк, чтобы проверить, действительно ли кто-то пытается украсть её деньги. Там советчанку заверили, что сбережения в безопасности, а также предупредили, что звонившие ей люди являются мошенниками и настоятельно рекомендовали прекратить с ними общение. Но она все-таки поддалась уговорам мошенников и перевела им все свои сбережения.

Женщина сняла с карты 370 тысяч и весь день через банкоматы переводила их на счета, привязанные к номерам мобильных телефонов, принадлежащих мошенникам. Осознание того, что она стала жертвой преступления, к пенсионерке пришло спустя сутки, после чего она обратилась с заявлением в полицию. Изучение распечатки телефонных переговоров показало, что злоумышленники звонили потерпевшей более 80 раз. Для этого они использовали специальные сервисы подмены номеров телефонов, имитируя звонки из Москвы. 

Сообщения от правоохранительных органов о жертвах телефонных мошенников в Калининградской области публикуются в СМИ с завидной регулярностью. Причем потерпевшими часто становятся не только пенсионеры, но и вполне молодые люди. Так 31-летняя управляющая фермерским хозяйством лишилась 650 тысяч рублей со своего банковского счета, сообщив злоумышленникам номер своей банковской карты, срок ее действия и защитный CVV-код. Также жертвами обманщиков стали, например, 31-летний генеральный директор фирмы, 30-летний специалист по безопасности одной из организаций и 24-летний продавец-консультант. 

Как отмечают в полиции, злоумышленники умело изображают работников финансовых учреждений: звонят с московских номеров, начинающихся с кодов «495» либо «499», очень похожих на номера банков, разговаривают уверенным голосом, включают музыкальные заставки, имитируя ожидание ответа, используют специфический сленг банковских работников. В ходе разговора они, как правило, запрашивают у своих жертв данные о картах, секретные CVV-коды, коды из СМС или пароли от онлайн-банка. Иногда даже предлагают установить стороннее приложение - для того, чтобы получить удаленный доступ к телефону жертвы. Часто, сообщив о якобы «ошибочном переводе», мошенники требуют перевести деньги на защищенный счет “для безопасности”, с возможностью их потом вернуть обратно. Но последствия в таких случаях уже необратимы: обманутая жертва остается без денег.

В последнее время у злоумышленников появилось и несколько “коронавирусных” сценариев. Собеседникам, например, предлагают получить «компенсации за ущерб от вируса» или социальные выплаты в связи с пандемией и просят сообщить данные своих банковских карт якобы для перечисления средств. Вместо “компенсаций” доверчивые люди лишаются своих сбережений. Также популярна схема, когда жертвам предлагают купить дорогостоящие «лекарства» от коронавируса или пройти «обследование» в клинике. После приглашения в «клинику» обычно следует предложение скачать специальное приложение, которое на деле является вредоносным. Установив его себе на телефон, жертва рискует всеми личными данными, хранящимися на устройстве, а также своими денежными средствами, поскольку преступники получают возможность удаленного доступа к гаджету.

Со своей стороны банки, как правило, стараются выявлять мошеннические схемы и предупреждать о них своих клиентов. Однако лучшим способом защиты сбережений по-прежнему остается собственная осмотрительность. Для этого нужно следовать нескольким базовым рекомендациям:

1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать никому свои пароли, ПИН- и CVV-коды (трехзначный код на обратной стороне карты) и коды из СМС. Даже людям, которые представляются сотрудниками банка; 

2. Не переходить по подозрительным ссылкам. Злоумышленники могут заразить ваш компьютер или телефон и с помощью вредоносного программного обеспечения украсть ваши данные;

3. Использовать только официальные приложения банка, загруженные из App Store, Google Play и Microsoft Store.

При подозрении на звонок от мошенников следует немедленно прервать разговор и по возможности сообщить о случившемся в банк, набрав официальный номер телефона (как правило, он указан на оборотной стороне банковской карты). При этом следует набрать номер заново вручную, а не перезванивать даже если мошенники звонили с такого же номера.


Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области» при содействии Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

699


-->