Распродажи: ложная экономия или реальная выгода
24 ноября 2022

Распродажи: ложная экономия или реальная выгода


Возможность приобрести товар дешевле, чем на ценнике кружит голову и это толкает на покупку даже того товара, который по большому счету и не нужен. Этим психологическим приемом пользуются продавцы. Поэтому далеко не всегда покупка товара по меньшей цене поможет реально сберечь семейный бюджет. В каких случаях такая экономия становится реальной?

11 ноября началась череда скидок во всем мире, которая завершится в конце ноября так называемой акция - «Черная пятница», за появление который ответственны ритейлеры США. Около полувека назад этот день превратился в день огромных скидок (вплоть до 80–90%), который призван значительно повысить уровень продаж в магазинах. К нам эта традиция пришла сравнительно недавно – всего пять-семь лет назад. По данным крупных продавцов продажи за этот период увеличились, причем очень значительно (за день на 50-70% в рознице и до 200% в интернет пространстве). Однако с аукционными предложениями можно столкнуться не только в этот день, но и в преддверии праздников, например Новый год, или даже в любой рядовой поход по магазинам.

Что предпринять чтобы не попасть в ловушку?

Читать между строк

Агрессивная реклама нередко обескураживает заманчивым предложением. Скидки до 30, 50, 70%! Подводных камней, как показывает практика, здесь может быть несколько. Во-первых, с таким дисконтом нередко продается лишь один и самый неходовой товар. Во-вторых, продавец сначала просто поднимает цену на эти же самые проценты, а потом возвращает ее на прежний уровень либо немного ниже. Однако цель обычно достигается - в магазин, поддавшись рекламе, мы уже пришли, а, значит, что-нибудь наверняка купим.
Еще один из способов, к которым прибегают магазины, - предложить скидку и поставить жесткие сроки. Например, «только сегодня вы сможете купить этот товар по специальной цене - 999 рублей». В этом случае придется принимать решение очень быстро, а, значит, менее взвешенно.

Платный подарок

Две вещи по цене одной - еще один популярный маркетинговый ход. Плазменный телевизор и утюг в подарок? Отличная, казалось бы, акция. И только потом, разобравшись, становится понятно, что из-за ненужного, в принципе, утюга пришлось купить еще и гораздо более дорогую модель телевизора, чем планировалось.
- Вещи, которые мы никогда бы не стали покупать, становятся для нас совершенно неотразимыми, как только обнаруживается, что они бесплатные, - секрет пишет в своей книге «Поведенческая экономика» Дэн Ариэли. - Не, что мы испытываем приятное ощущение, получая что-то бесплатно.
Похожая схема применяется в «программах лояльности». В погоне за бонусами или подарком (в обмен на эти же бонусы, наклейки, баллы и т.д.) мы часто специально тратим больше, чем стоило бы.

Специальные ценники

Красные или желтые ценники акционного товара в магазинах всегда привлекают внимание покупателей. Часто крупные супермаркеты хотят сбыть таким образом товар, у которого заканчивается срок годности, рассказывает бывший администратор одной из калининградских торговых сетей Татьяна.
-Это не залежалый товар, это товар, у которого вот-вот должен закончиться срок годности. Это могут быть салаты, которые были сделаны утром, а вечером их нужно продать. В пекарнях так могут распродавать хлеб. Делается большая скидка – 40-50%, и люди охотно разбирают, - говорит Татьяна.
Также на скидке могут оказаться продукты, потерявшие товарный вид, но еще годные к употреблению.
Однако в некоторых случаях сбывают явно некачественный товар, говорит Павел, бывший сотрудник магазина-склада.
- У нас были акции, под которые попадал явно лежалый товар. Или чай, например, лежал рядом с рыбой, пропах ею и нужно его продавать – пожалуйста, скидка, - отмечает Павел.
В ряде случаев магазины ставят скидки на товары в маркетинговых целях. Разницу в цене они все равно компенсируют изрядной наценкой.
Если вы видите скидку в магазине, не лишним будет сравнить цены во всей линейке аналогичных товаров. Может быть, никакой выгоды и нет.

Скидка, которой нет

Ценами и акциями занимаются хорошие психологи, говорит бывший Марина, бывший мерчандайзер одного из магазинов сети спортивных товаров.
- Вот, например, цена 3999 рублей. Почему нельзя просто поставить 4000 рублей? Но нет - в компании знают психологию покупателей. Почти одно и то же - а кажется, что вроде как и дешевле, - говорит Марина.
По ее словам, акции и распродажи проходят так: накануне цена на товары увеличивается, а потом – неожиданно снижается.
- За день до распродажи все ценники переклеивались и цены становились в два раза больше. А на следующий день была акция – 50%. А по факту никакой акции и нет. Это и постоянные покупатели замечали. Заставляли снимать ценники, - рассказывает Марина.

Купоны – есть ли экономия?

С покупкой услуги или товара по купонам сталкивались многие.
- Я несколько раз покупала такие купоны, на посещение ресторана, салона красоты, - говорит Светлана. – В принципе, все было неплохо. Как правило, этим занимаются не раскрученные организации, о которых мало кто знает.
Однако никто не может поручиться, что услуги по купону будут качественными. А купонные магазины не окажутся однодневками. Так что при такой покупке нужно быть осмотрительным и не покупать дорогие услуги.

Подводные камни

Еще одна манипуляция с ценой может произойти во время покупки в интернет-магазине. Сперва пользователь видит на сайте одну цену, а через несколько действий, например при введении в поле данных о банковской карте, цена увеличивается, причем потребитель это замечает только после того как с его счета была списана сумма за покупку.

И нельзя забывать о кибер мошенниках, которые создают сайты- клоны известных магазинов. Существуют риск, что на таких сайтах своруют данные пользователя (логины, пароли, данные банковских карт) либо просто покупатель перечислит деньги за товар, который никогда не получит.

Возможна ли реальная выгода

Во время любой масштабной акции, продавец выигрывает, завлекая тысячи людей и увеличивая продажи. Однако надо понимать, что магазин, желая привлечь покупателей, не выложит на прилавок новый товар с большой скидкой. Скорее всего, постарается реализовать товары прошлых коллекций или залежавшиеся. Но не всегда этот товар будет плох для покупателя – старая коллекция для настенной плитки или мобильного телефона, которые появляются как грибы после дождя – это и неплохо.

Размер предлагаемой скидки зависит от товарного сегмента, так как в каждом из них существует своя наценка.

Большую скидку обычно предлагают на ограниченный круг товаров, которые призваны завлечь клиентов. Параллельно продавец может завысить цену на сопутствующие товары. Поэтому как и в любой ситуации важно сравнивать цены и заранее составить список покупок и определить свой бюджет!

Материал опубликован в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.                    


3699


-->