Защити себя себя как потребителя услуг
15 января 2018

Защити себя себя как потребителя услуг


Страхование жизни и здоровья при получении авто или потребительского кредита в банке, дополнительные опции при покупке ОСАГО, подключение платных опций мобильным оператором. Список навязанных услуг можно продолжать и дальше и все они ведут чаще всего к потере личных финансов. Как не терять кровно заработанные на некоторых примерах, на какие нормативные акты стоит опираться при отказе от навязанных услуг и требовании вернуть деньги за эти услуги, разбираемся.

Основной инструмент при защите – это закон «О защите прав потребителей».

Статья 10 гласит «Информация о товарах (работах, услугах)»: исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, работах и услугах… Цену в рублях и условия приобретения товаров». Иными словами условия приобретения продавец должен сообщить до покупки. Потому, что после покупки – это точно несвоевременно.
Статья 13 «ответственность за нарушение прав потребителей»: «убытки, причинённые потребителю, подлежат возмещению в полной мере сверх неустойки, установленной законом или договором».
Статья 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», которая устанавливает, что нельзя обусловливать приобретение одних товаров и услуг необходимостью приобретения других товаров и услуг. Так называемая «нагрузка» закончилась вместе с Советским Союзом.
Кроме того, продавец не может без согласия покупателя выполнять дополнительные работы или услуги за плату.

Важно: если покупатель не дал согласия и оплатил, а продавец все-таки произвёл работы за плату без согласия на то покупателя, то покупатель может потребовать от продавца вернуть уплаченную сумму. И даже более того – если продавец поставил продажу товара или услуги в зависимость от приобретения другого товара или услуги, и покупатель согласился, то он, покупатель, может требовать возмещения убытков.

Например, вы оформляете страховой полис ОСАГО и вместе с ним вам откровенно навязывают страхование жизни. На лицо явное нарушение ваших прав. Что делать в этой ситуации, агенту стоит напомнить про закон «О защите прав потребителей» и пригрозить жалобами в Центробанк, Роспотребнадзор и Прокуратуру. Для подтверждения стоит иметь запись диктофона, чтобы было что приложить к жалобе.

Государственную защиту прав потребителей осуществляет региональное Управление Роспотребнадзора. Практика показывает, что в сфере финансовых услуг большая часть обращений касается взимания банками комиссии за открытие и/или ведение ссудного счета при выдаче кредита, повышения процентной ставки уже после заключения договора, несанкционированного списания денег с карт, навязывания дополнительных услуг и так далее. За консультациями можно обращаться на «горячую линию» по телефону 61-69-14 или по адресу: Калининград, ул. Подполковника Иванникова, дом 5. Обратите внимание: Роспотребнадзор не может никого обязать вернуть деньги потребителю - такими полномочиями наделен только суд!
Кроме государственных органов на помощь приходят общественные объединения. Региональная общественная организация называется «Общество защиты прав потребителей «Стандарт качества». Она также помогает в случае возникновения споров и даже анализирует договоры для выявления условий, ущемляющих права потребителей. Консультации для граждан проводятся абсолютно бесплатно, но по предварительной записи. А вот защита интересов в суде - это уже платная услуга. Офис общества находится в Калининграде на улице Космонавта Пацаева, 3. Телефон - 35-76-26.

Ведущая роль в надзоре за банковской деятельностью принадлежит Банку России, у которого есть собственная служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращаться можно в центральный офис (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональное подразделение в Калининграде на ул. Шиллера 2, т. 21-17-30. Жалобу также примут через приемную на сайте ЦБ www.cbr.ru.

Как и в случае с Роспотребнадзором, у Центробанка есть определенные ограничения в действиях по защите прав потребителей. Так, споры между кредитной организацией и ее клиентами разрешаются в судебном порядке, поскольку их правоотношения регулируются гражданским, а не банковским законодательством. Банк России применяет в отношении банков-нарушителей меры воздействия, не затрагивая их отношений с клиентами и третьими лицами.
Защитой интересов вкладчиков банков, оставшихся без лицензии, занимается Агентство по страхованию вкладов (www.asv.org.ru).

Получить бесплатную юридическую консультацию по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, потребительского кредитования, оплаты жилищно-коммунальных услуг вы сможете в региональном центре финансовой грамотности по адресу ул. Эпроновская, 1, 2 этаж. Запись на прием ведется по телефону горячей линии по финансовой грамотности 8 800 555 85 39.
943


-->