11 Июля 2019

У вас задержали или отменили авиаперелет: как получить компенсацию от перевозчика?


Вы летите в долгожданный отпуск, но авиакомпания нарушает планы и задерживает рейс? Напомним какие права есть у каждого пассажира.

Закон превыше всего

Летите вы регулярным или чартерным рейсом, крупным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — вы имеете одинаковые права в случае задержки. Все они прописаны в законе о защите прав потребителей и отраслевых подзаконных актах: авиационных правилах и Воздушном кодексе. Если вы предпочитаете европейских перевозчиков, то их правила работы обозначены в регламенте EC № 261/2004, и на международных рейсах дополняются Варшавской или Монреальской конвенциями.

В соответствии с пунктом 72 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с графиком чартерных перевозок. В этих же правилах в пункте 74 установлено, что авиакомпания должна сообщить пассажирам о задержке, указав причину и время задержки.

За задержку отправления транспортного средства или его опоздание перевозчик уплачивает пассажиру штраф. Правда есть оговорка, перевозчик может доказать, что внештатная ситуация случилась из-за непреодолимой силы: устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или погодных условий.

О правах пассажиров

В любом случае при сбое движения авиарейсов по техническим причинам либо по вине перевозчика пассажиры имеют ряд прав:

- пассажирам с детьми в возрасте до семи лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка;
- при ожидании рейса более двух часов всем пассажирам должны предоставить два телефонных звонка или сообщения по электронной почте;
- при ожидании рейса более двух часов перевозчик обязан обеспечить вас прохладительными напитками;
- если рейс задержан на четыре часа и более, то перевозчик должен обеспечить горячее питание каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.

Мало кто знает, но в случае задержки пассажиры имеют право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. Причем по российским правилам нет минимального времени ожидания, в Европе это можно сделать только при задержке от 5 часов. Правда если пассажир покинет аэропорт и не подаст заявление перевозчику, то авиакомпания будет считать этот факт неявкой на рейс, в этом случае деньги не вернут.

О денежной компенсации

В России при переносе рейса вы можете рассчитывать и на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей». А вот в Европе, если ваш рейс задержали больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Для получения компенсации пассажирам необходимо заполнить заявление на сайте авиакомпании. Очень важно, что деньги выплачивают, только в случае если рейс задержан по вине авиакомпании. Но если же казус произошел из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.

В случае нарушения авиакомпанией ваших прав в России, жалуйтесь в Роспотребнадзор по телефону горячей линии – 8-800-100-0004.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

14