Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2016


В образовательных учреждениях Калининградской области с 14 по 21 марта 2016 года прошла Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Всероссийская акция проходила в большинстве регионов России в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В Калининградской области акция проходила во второй раз, впервые она была проведена в марте 2015 года. Российская Неделя финансовой грамотности детей и молодежи приурочена к Всемирной неделе денег (Global Money Week), которая ежегодно проводится Международным фондом развития в области финансов для детей и молодёжи (Children and Youth Finance International).

Более 600 студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования Калининградской области приняли участие в едином тестировании по финансовой грамотности. В ходе теста студенты письменно ответили на 12 вопросов, специально разработанных для молодежной аудитории к Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи-2016.

Ведущие обсудили с участниками тестирования правильные ответы, и провели «работу над ошибками»: наибольшие трудности у студентов вызвали вопросы, связанные с кредитами и займами.

Тесты написали ученики и студенты БФУ им. Канта, КЮИ, КГТУ, Калининградского колледжа предпринимательства, Озерского техникума природообустройства и других учреждений среднего профессионального образования. На тестировании в КГТУ, прошедшем на площадке Института финансов, экономики и менеджмента, присутствовал замминистра финансов Анатолий Горкин. В тестировании приняли участие около 100 студентов вуза.

Не менее масштабные мероприятия прошли в Институте экономики и менеджмента в БФУ им. Канта: 150 студентов 3 и 4 курсов, обучающиеся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», приняли участие в едином тестировании; 68 будущих экономистов и менеджеров прослушали открытую лекцию по защите прав потребителей.

Тридцать второкурсников, обучающихся менеджменту, прослушали открытую лекцию по защите от финансового мошенничества, проведенную специалистами одного из калининградских банков. А студенты третьего курса посетили офис калининградского отделения другого крупного российского банка, где познакомились со структурой клиентского офиса и особенностями работы с юридическими лицами.

16 марта в гимназии №32 Калининграда состоялся региональный брейн-ринг по финансовой грамотности для старшеклассников. В мероприятии приняли участие министр финансов Калининградской области В.Я. Порембский, зам. министра финансов А.А. Горкин, начальник Комитета по образованию г. Калининграда Т.М. Петухова.

«Вопросы личной безопасности, личной ответственности, финансового воспитания в семьях, ведения личного бюджета – вы уже понимаете, как они важны. Я желаю вам успеха сегодня и личного благополучия в вашей жизни, на основе тех знаний, которые вы уже имеете, и которые вы получите, в том числе, по финансовой грамотности», - обратился к школьникам министр финансов.

В игре приняли участие представители 8 образовательных учреждений региона: калининградских школ №№ 12, 3; гимназий №№ 32, 40, Полесской средней школы, Луговской школы, а также Колледжа предпринимательства. Победителями брейн-ринга стали «хозяева» – учащиеся гимназии №32, в которой проходила игра. Второе место заняла команда гимназии №40, третье – команда школы №12 Калининграда.

3. Обучающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ограниченными возможностям здоровья в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности детей и молодежи прошло две серии мероприятий: для воспитанников реабилитационного центра «Детство» (с диагнозом ДЦП), а также для детей с нарушениями зрения и слуха.

16 марта для воспитанников реабилитационного центра «Детство» (для детей и подростков с ограниченными возможностями) прошел квест «Финансовое путешествие».

В начале викторины ведущая объяснила несложные правила. После этого трём командам раздали специальный реквизит, который помогал в процессе игры: бумажные кошельки для особых денег - «библиков», которые ребята получали за правильный ответ. Дети показали себя эрудированным; они смогли рассказать, какие валюты в современном мире самые ходовые, где лучше хранить деньги. В конце игры каждая команда подсчитала, сколько «библиков» она заработала. Все участники получили подарки.

15 марта в Детской библиотеке №14 г. Калининграда для детей с нарушением слуха и речи состоялась игра «Деньги умных любят». В ходе игры дети узнали о том, как правильно посчитать сдачу, зачем необходимо брать чек за покупку и условия возврата определенных товаров.

Участники разделились на четыре команды, и, с помощью кассы, магнитных денег и чеков, смоделировали повседневные ситуации, происходящие в магазинах. Дети столкнулись с проблемами, в том числе им неправильно давали сдачу, не брали чек или не могли вернуть товар. Каждую ситуацию комментировали ведущие и давали совет о том, как правильно вести себя в таких ситуациях. Дети также активно предлагали варианты выхода из подобных ситуаций, иногда советом им помогали их воспитатели.

Организаторы мероприятия – сотрудники Калининградской центральной библиотечной системы им. А.П. Чехова, отметили, что импровизированный магазин вызвал у детей неподдельный интерес, практически все примерили на себя роль продавца или покупателя.

4. Международные мероприятия в младшей школе-детском саду №72 Калининграда

Учащиеся 3-х классов начальной школы-детского сада №72 г. Калининграда выступили с защитой проектов «My money». Мероприятие прошло в субботу, 19 марта. В нем приняли участие воспитанники «Семейного интернационального культурного центра» города Бонн (Германия), а также гости из города Дессау (Германия).

Школьники представили проекты об истории возникновения денег в целом и истории возникновения российских денег. О современных российских деньгах третьеклассники 72-й школы рассказали гостям из Германии на немецком языке. Школьники из Бонна рассказали об истории денег в Германии представили интересные тематические доклады.

После защиты проектов «My money» школьники из России и Германии пообщались, задали друг другу вопросы. В частности, детей заинтересовали вопросы, связанные с получением и использованием денег на «карманные расходы». Ребята обменялись опытом управления «карманными расходами» и рассказали друг другу, как можно получить, накопить и на что можно потратить свои собственные деньги.

5. Творческое родительское собрание о финансовой грамотности в детском саду №55 Калининграда и обучающие родительские собрания в детском саду №72

17 марта в детском саду №55 Калининграда было проведено родительское собрание на тему «Финансовая грамотность в каждый дом», в котором принял участие замминистра финансов Калининградской области Анатолий Горкин.

В ходе собрания для родителей был проведен мастер-класс по финансовому просвещению в семье. Воспитанники детского сада представили родителям и воспитателям тематический КВН по тематике финансовой грамотности.

По словам организаторов, дети поразили присутствующих знанием понятий «бартер», «семейный бюджет», «экспорт-импорт», «валюта», «наличный и безналичный расчет», а также прекрасными навыками устного счета при игровой покупке товаров.

Юные участники мероприятия получили от замминистра финансов Анатолия Горкина призы с символикой Недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Мероприятие прошло в рамках Программ по повышению уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области.

Еще одна серия мероприятий для родителей детсадовцев прошла в начальной школе - детский саду №72, где по инициативе образовательного учреждения педагоги провели серию родительских собраний, посвященных интернет-урокам по финансовой грамотности для дошкольников.

Мероприятия прошли 17 и 18 марта. 17 марта состоялось родительское собрание «Интернет-уроки по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста». В ходе собрания педагоги и родители вместе решали вопросы, как помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

18 марта было проведено родительское собрание на тему «Если буду в интернете - буду интересен детям!». На встрече педагоги рассказали и показали родителям, как на доступном уровне продолжать знакомить учащихся начальной школы с основами финансовой грамотности.

Родители рассказали об источниках получения информации – официальных сайтах по финансовой грамотности для детей и для семейного просвещения. Группа активных родителей подготовила презентацию «Дети и деньги», которую они продемонстрировали в ходе собрания.

6. Обучающая игра «Белкина копилка» для дошкольников

Дети учат детей: 23 марта воспитанники детских садов №72, 20, 122, 1 Калининграда и волонтеры начальной школы - детского сада №72 сыграли в игру «Белкина копилка». В ходе обучающей игры на английском языке дети зарабатывали виртуальные деньги в копилку, учились грамотно их расходовать.

В ходе игры дети вместе с героями сказки «Лесная биржа» (автор Эдуард Матвеев) Белкой и Совой «путешествовали по станциям», дети «зарабатывали» интеллектуальным трудом игровые деньги. Как отмечают организаторы, задания на «станциях» способствовали не только повышению уровня финансовой грамотности, но и формированию коммуникативных навыков.

7. Промоутеры раздали в торговых центрах Калининграда лифлеты о защите прав потребителей

В рамках Недели финансовой грамотности прошел День защиты потребителей финансовых услуг, который был приурочен ко Всемирному дню защиты прав потребителей. В этот день в Калининграде прошла акция: промоутеры раздавали посетителям торговых центрах Калининграда лифлеты о защите прав потребителей финансовых услуг. Акция прошла 15 марта, во вторник.

Информационные материалы о том, что делать и куда обращаться в случае нарушения прав потребителя можно было получить в торговом центре «Европа» и ТРЦ «Плаза».

8. Банки Калининградской области провели экскурсии и лекции для школьников и студентов

В рамках Всероссийской недели сбережений в области прошли также экскурсии в региональные отделения банков, а также в Отделение по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

В среду, 16 марта, Центр занятости населения Черняховска провел экскурсию старшеклассников в офис отделения одного из региональных банков. Школьники смогли познакомиться с работой финансового учреждения и задать вопросы сотрудникам банка.

В этот же день студенты 3 курса Экономического факультета БФУ им. Канта в Калининграде посетили городское отделение одного из банков. Студенты смогли также задавали интересующие вопросы, познакомились со структурой крупной организации, принципами ее работы.

Представители другого банка провели лекции в среду, 16 марта для студентов БФУ им. Канта. Лекции были посвящены теме «финансовые мошенничества». Они вызвали большой интерес и массу вопросов у студентов.

В гимназиях №№ 32, 40 прошли интерактивные игры для детей «Взрослая жизнь и важные финансовые решения», которые провели сотрудники банка. В ходе игры дети поняли, что такое семейный бюджет, как научиться грамотно управлять личными финансами и расставлять приоритеты в своих расходах, а также смогли освоить азы финансового планирования.

В рамках игр дети разделились на несколько команд, каждая из которой стала на время «семьей», зарабатывала деньги и распределяла семейный бюджет по различным статьям расходов. Игра прошла в 5 этапов (5 игровых месяцев), в течение которых школьники столкнулись с внезапными тратами и незапланированными расходами.

С 14 по 18 марта на экскурсиях в Отделении по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации побывало 60 калининградских школьников.

9. Финансово-литературный квест в библиотеке для учащихся гимназии № 40 Калининграда

Финансово-литературный квест «Всё про деньги или думай, учись и познавай мир» прошел 17 марта в детской библиотеке им. Ю.Иванова. В мероприятии приняли участие 30 учащихся 8 класса гимназии №40.

В ходе обучающей игры участники узнали о грамотном формировании семейного бюджета, о том, что при трудоустройстве необходимо всегда требовать составление трудового договора.

В ходе игры участники разделились на четыре команды - «Банкиры», «Деловые партнёры», «Умные предприниматели» и «Грамотные финансисты». Получив конверты для хранения правильных ответов, команды прошли четыре остановки, на которых им необходимо было ответить на тематический вопрос, относящийся к финансам, выбрать верный ответ и положить его в свой конверт.

По итогам квеста победили команды «Деловые партнёры» и «Умные предприниматели». В заключение мероприятия команды представили презентации по тематическим плакатам, победители получили призы. Мероприятие было организовано Калининградской центральной библиотечной системой.

10. Нестеров: серия обучающих игр в детском саду «Петушок»

В детском саду «Петушок» г. Нестерова Калининградской области прошла серия мероприятий по финансовой грамотности. Дошкольники в игровой форме научились совершать покупки в магазине, считать семейный бюджет, познакомились с новыми экономическими понятиями.

Обучающий курс состоял из трёх блоков. Первый блок был посвящен занятиям о пословицах, которые отражают народное отношение к труду (картинки-раскраски). Во втором блоке дети научились основным понятиям финансовой грамотности (инсценировка сказки «Муха-цокотуха» и сюжетно-ролевая игра «Магазин»).

В ходе третьего блока воспитатели помогли дошкольникам сформулировать правила грамотного распоряжения деньгами. 14 марта для 44 детей прошло итоговое мероприятие «Путешествие в сказочную страну финансов». Дети делали покупки, решали экономические задачи, научились планировать семейный бюджет, познакомились с новыми финансовыми понятиями. Также с дошкольниками было организовано и проведено занятие на тему «Разумный выбор и мои первые накопления»: ребята раскрашивали тематические картинки и самостоятельно изготавливали кошельки для своих первых накоплений.

11. Гвардейск: «Путешествие в страну финансов» для младших классов

17 марта сотрудники библиотеки им. М.Т. Твардовского г. Гвардейска провели игры «Путешествие в страну финансов» для учащихся третьих классов школ №1 и№2. Участники мероприятия отправились в путешествие с остановками на трех станциях, где познакомились с такими понятиями как деньги, товар, цена, банк и банкомат. Также дети узнали, откуда появились деньги, какими они были раньше и для чего они нам нужны. Они научились различать понятия «товар» и «услуга». Кроме того, им было предложено выполнить задания на финансовую тему.

По дороге в страну финансов школьников ожидали остановки на следующих станциях: «Денежная», «Товарная» и «Банковская». На станции «Денежная» игроки познакомились с историей возникновения денег. На станции «Товарная» школьники узнали понятия товар и услуга. Станция «Банковская» знакомила с понятиями банка, банкомата, пластиковой карты.

12. Черняховск: семинар для безработной молодежи

Безработные молодые люди в возрасте 17-25 лет Черняховска приняли участие в семинаре «Семейный бюджет и бережное потребление». Мероприятие прошло 18 марта при содействии Центра занятости населения Черняховска на базе городской библиотеки. В ходе семинара 11 слушателей познакомились с основными источниками дохода, узнали о понятиях: «человеческий капитал», «корзина товаров», «семейный бюджет».

Ведущая семинара – Н.А. Крючкова (тьютор Института финансового планирования) представила участникам мероприятия 21 способ оптимизации семейного бюджета, рассказала слушателям о распределении доходов и расходов на разных этапах жизни человека.

«Существует 2 пути взаимодействия с деньгами: деньги управляют человеком, и человек управляет деньгами. Для сохранения и преумножения собственного капитала наиболее грамотный путь – это путь контроля человека над своими денежными ресурсами, чему должен учиться каждый с детских лет», – отметила ведущая.

13. Светлый: «Три поросёнка», «Золотой ключик» в школе №5

Учащиеся третьего класса школы №5 г. Светлого разбирались в сути известных пословиц и поговорок и искали ответ на вопрос: «Правильным ли являлось экономическое поведение героев?». Учащиеся основной школы познакомились с таким понятием, как «семейный бюджет», а также попрактиковались в его составлении.

Девятиклассники из физико-математического класса прошли онлайн-тестирование «Арифметика финансовой грамотности». Школьники выбрали наиболее выгодный тариф связи, рассчитали доходы по вкладам, оценили, какой депозит выгоднее для сбережения денег.

Старшеклассники на уроках разобрали жизненные ситуации, связанные с финансовым мошенничеством (фальшивыми деньгами и банками, кредитами на чужое имя и финансовыми пирамидами) и способами его избежать. Завершилась Неделя в школе № 5 экзаменом по финансовой грамотности для учащихся 11 классов. Выпускники прошли общероссийское тестирование на сайте вашифинансы.рф.

14. Советск: обучающие игры в гимназии №1 и лицее №10

В лицее №10 Советска в течение всей Недели прошли было организовано проведение лекций, мастер-классов, тематических праздников, экскурсий и деловых игр. Лицеисты основной ступени приняли участие во Всероссийском конкурсе эссе на русском и английском языках. Учащимся старших классов были продемонстрированы ролики, школьники приняли участие в онлайн-тестировании на сайте вашифинансы.рф.

Учащимся 5-11 классов была представлена обучающая онлайн-игра «Мой план», состоящая из тематических кейсов, созданных для проверки знаний и отработки навыков принятия финансовых решений.

Учащиеся узнали о том, что человеку необходимо управлять личными финансами, вести учет доходов, расходов и финансовых целей, особенно при принятии важных решений. Учителя рассказали школьникам об этапах составления личного финансового плана.

Кроме того, учащиеся лицея встретились с ведущим специалистом МП «Советсктеплосети», старшим бухгалтером Еленой Ивакиной и узнали о способах экономии средств при грамотном пользовании услугами ЖКХ, побывали на тематической экскурсии«Где растут деньги» в отделении одного из банков. Во всех классах прошли классные часы на тему «Экономика в деньгах», а в викторине «Занимательная экономика» участвовали не только лицеисты, но и их родители.

19 марта для учащихся 9 классов гимназии №1 Советска прошла обучающая игра «Мой инвестиционный план», в ходе которой школьники научились планировать инвестиции. Школьники познакомились с понятием «инвестиционный план», его предназначением и структурой, научились составлять личные инвестиционные планы. Как отмечают организаторы, участники игры были активно вовлечены в процесс, рассказывали о своих жизненных целях на ближайшие 5-15 лет.

Ученики гимназии попробовали самостоятельно определить свои стратегические цели на краткосрочный и среднесрочный периоды, постарались осмыслить способы достижения своих целей. Игра мотивировала ребят задуматься над тем, какие средства понадобятся им для достижения целей. Молодые люди узнали, какую роль играет в жизни человека инвестиционный план, познакомились с правилами его составления.

Итоги

Приведенные мероприятия представляют собой далеко не полный перечень мероприятий Калининградской области в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности детей и молодежи в 2016 году.

Количественные показатели участия образовательных учреждений Калининградской области в мероприятиях Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи:

22 муниципалитета региона приняли активное участие в мероприятиях Недели (всего в регионе 22). В них задействовано:

76 муниципальных детских садов Калининградской области (всего в области - 221);
107 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (всего в области - 177)
14 учреждений среднего профессионального образования;
16 организаций-партнеров провели 131 мероприятие для 6522 человек.

Кроме того, родительские собрания о финансовом воспитании в семье посетили 4643 родителя. По федеральным рекомендациям проведено 539 мероприятий, по региональным инициативам - 482 мероприятия.

Количественный охват детей и молодежи: дошкольники - 7932, школьники - 53479, студенты 3674. Всего приняли участие 70090 дошкольников, школьников, студентов (в том числе, 316 детей с ограниченными возможностями здоровья) и их родителей.

Более полный список мероприятий можно посмотреть на сайте Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан вашифинансы.рф.

12835